В Москве обсудили, как будет развиваться промышленность
31 января 2014 года в конгресс-центре технополиса «Москва» прошло первое публичное обсуждение федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» под председательством министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова. На заседании рабочей группы присутствовал главный редактор журнала «Умное производство» Геннадий Климов.
ДЕНИС МАНТУРОВ: «НУЖНО ПРИМЕНЯТЬ НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Перед началом заседания гости и журналисты осмотрели технополис «Москва» – огромную территорию бывшего завода «Москвич», пришедшего в упадок в 90-е и буквально год назад возродившегося как технопарк, площадку для размещения высокотехнологичных производств. По словам министра правительства Москвы Алексея Комиссарова, технополис станет точкой, с которой начнется развитие и преображение района «Южный порт».
– Времени для того чтобы мы до конца согласовали проект закона о промышленной политике у нас очень мало, поскольку в мае мы должны уже внести его в правительство, а в июне в Государственную Думу, – заявил Денис Мантуров.
Доклад о концепции нового закона сделал Глеб Никитин, первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации; свои замечания и пожелания высказали Алексей Комиссаров – министр правительства Москвы, руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы; Игорь Руденский – председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству; а также представители Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, федеральных органов исполнительной власти, общественных и отраслевых организаций и экспертного сообщества.
У журналистов была возможность спросить министра промышленности и торговли Дениса Мантурова о том, как скажется на состоянии российской промышленности начавшаяся девальвация рубля. По его словам, для отечественной промышленности, предприятий, которые ориентированы на российский рынок, платят зарплату в рублях и за рубли приобретают комплектующие, в некотором ослаблении рубля плюсов больше, чем минусов. А для экспортно-ориентированных предприятий это вообще позитивное явление. Хотя, по мнению Мантурова, 2014 год обещает быть тяжелым.
– Я не вижу гигантского потенциала роста в 2014 году. Существующих, сложившихся годами инструментов недостаточно для того чтобы мы ощутили интенсивный рост промышленности, особенно в обрабатывающих секторах, – сказал министр, открывая заседание. – Нужно применять новые инструменты, обеспечивать новые меры господдержки, в том числе налоговые каникулы, субсидии. Но субсидии на современных принципах: не просто «отдал и забыл», а чтобы получатель этих субсидий чувствовал себя ответственным и исходил из того, что он должен дать экономический эффект. Компания обязана в течение определенного времени увеличить объемы производимой продукции. В случае если она не достигает этих объемов, она должна вернуть в бюджет средства, полученные на соответствующую поддержку. Это стимулирует руководителей на то, чтобы они быстрее осваивали новые технологии, быстрее выходили на рынок с новыми продуктами и завоевывали нишу.
ГЕННАДИЙ КЛИМОВ: «РОССИЯ ТЕРЯЕТ ТИТУЛ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДЕРЖАВЫ»
– Сегодня для России наступил момент серьезного испытания. В США произошла технологическая революция, создавшая дешевую энергию, – прокомментировал итоги заседания главный редактор журнала «Умное производство» Геннадий Климов. – А за годы кризиса произошло фактическое ограничение заработной платы, что на фоне относительного ослабления доллара позволило запустить экономический рост. В России все наоборот. Наша экономика по-прежнему держится на продаже сырой нефти и газа. Общественная производительность труда недопустимо низкая при продолжающемся опережающем росте зарплаты.
При этом мы наблюдаем новые тенденции в географии распределения производства между регионами мира. Запад начал реализовывать стратегию «реиндустриализации». Это не означает вовсе возврат традиционных отраслей промышленности из Китая и Юго-Восточной Азии назад в развитые страны. На самом деле происходит формирование новых отраслей промышленности на основе новых индустриальных технологий и умных производств. О том, что это произойдет, эксперты нашего журнала предупреждали еще семь лет назад.
В новых производствах относительно невысокие издержки на зарплату, поэтому в размещении производственных сил важную роль играют другие факторы. Например, близость исследовательской базы или основного потребительского спроса. При этом надо понимать, что происходит удорожание труда в Китае и в Юго-Восточной Азии.
А на Западе существенным фактором является удешевление энергии, которое происходит под влиянием новейших технологических решений в сфере добычи газа и нефти. Поэтому перспективы России как энергетической сверхдержавы становятся совсем призрачными.
Вероятно, в связи с этим Денис Мантуров заговорил о необходимости переноса центра принятия решений о размещении производств с регионального на федеральный уровень. Это снижает конкуренцию между регионами, но позволяет оптимизировать размещение производственных сил внутри страны. Мы возвращаемся отчасти к планированию, которое осуществлял Госплан во времена Советского Союза. Неясно, окажется ли это эффективным решением в свете новых угроз, но других идей пока нет.
У нас остается только один шанс: ускоренными темпами развивать национальную промышленность, опираясь на теорию умных производств и новые индустриальные технологии.
РЕГИОНЫ НЕ ПРОЯВЛЯЮТ ИНИЦИАТИВЫ
Анатолий Чубайс на недавнем Гайдаровском форуме отказался от своей фразы «России не нужна промышленная политика, ибо мы не так богаты…» Экономический мейнстрим 90-х в России вообще считал промышленность «маргинальной отраслью экономики». А, по мнению идеолога российских реформ Владимира Мау, промышленная политика не есть предмет интереса экономической науки. Но сегодня в экспертном сообществе, а вслед за ним и в органах власти настроения меняются. В некоторых регионах, по оценке экспертов, созданы вполне европейские условия для промышленного бизнеса. Достаточно сравнить результаты деятельности губернатора Анатолия Артамонова из Калуги и соседнего тверского губернатора Андрея Шевелева. В Калуге инвестиционный бум, в Твери – инвестиционный штиль. И это при одних и тех же федеральных законах и приблизительно равных прочих условиях.
Денис Мантуров делал упор на необходимости создания государственных отраслевых фондов поддержки промышленности, с помощью которых он намерен влиять на банки, побуждая их снизить процентную ставку кредитования промышленности до желаемых 4% годовых. Это идея имеет место быть, но в российской промышленности есть более фундаментальные проблемы, которые не дают ей развиваться. Сам Мантуров отмечает, что у нас отсутствует средний бизнес. Есть гигантские корпорации, которые находятся под персональной защитой президента, и есть малый бизнес, который так мал, что не вызывает интереса. А среднего бизнеса (и тем более производственного) в реальности не может быть по определению, так как он беззащитен от криминальных нападений, которые организуют чиновники всех уровней, опираясь на правоохранительные органы. Вопросы безопасности бизнеса – это сегодня краеугольный камень экономической политики. Если он не будет решен, то капиталы в условиях глобального мира найдут для себя более комфортные территории.
Хотя перспективы глобализации сейчас не так однозначны (ибо трансграничное движение капитала существенно затормозилось), тем не менее у российских предпринимательских кругов есть непреодолимые ментальные проблемы. Российский бизнесмен почти всегда ориентирован на местный сбыт, он не пытается выйти на зарубежные рынки. У него существует врожденный комплекс неполноценности, который формируется, по моему мнению, государственной пропагандой. Вопросы экономики и идеологии всегда связаны. А узость рынка снижает конкурентоспособность национальной промышленности. К сожалению, решение этих глобальных вопросов выше компетенции министра промышленности Дениса Мантурова, хотя он искренне пытается что-то изменить в рамках его полномочий.
Впрочем, в России на низовом уровне возникли алгоритмы промышленной модернизации, позволяющие сделать качественный прорыв в развитии высокотехнологичного машиностроения. В этом смысле показательна статья группы авторов «Как повысить эффективность федеральных целевых программ для предприятий оборонно-промышленного комплекса», которая вышла в декабрьском номере 2013 года журнала «Умное производство». Так что у России остается шанс быстрой модернизации национальной промышленности. Обсуждаемый закон – шаг в верном направлении.
На прошедшем заседании Мантуров посетовал, что никакой инициативы не проявляют регионы, что у губернаторов, как правило, отсутствует видение промышленной стратегии, что часто региональные руководители идут за «модой» – не отдавая себе отчета, где брать ресурсы для того или иного проекта. Но тем не менее положительные подвижки есть:
– За последние семь лет индустрия сама развивалась и было создано 38 индустриальных парков. Всего в Ассоциации Индустриальных Парков зарегистрировано более 80 таких территорий. Создано около 60 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. Если мы окажем содействие со стороны государства, то есть перспектива за пять лет сформировать примерно 300 индустриальных парков, а это около миллиона новых высокопроизводительных рабочих мест, около 9-12 триллионов рублей привлеченных инвестиций. Естественно, все зависит от того, как мы договоримся с экономическим блоком по мерам субсидирования: чтобы мы получили такой эффект, нужно будет потратить от 45 до 105 миллиардов рублей. Эту систему мы должны полностью отработать и согласовать, чтобы с 2015 году мы уже начали функционировать в новом формате, – отметил Денис Мантуров.
Закон о промышленной политике Россия не могла выработать последние 20 лет.
Но, как сказал Леонид Меламед, руководитель холдинга «Композит» (одного из резидентов технополиса «Москва»): «Плохие времена – время для хороших решений».
Поэтому сейчас процесс сдвинулся с мертвой точки.
Евгений ПЕТРОВ