Деньги на капремонт возьмут в карманах граждан?
В июне 2013-го был принят закон Тверской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области»
Этот закон разрешил собственникам жилья самим определять, каким способом они будут формировать денежный фонд, за счет которого будет производиться капитальный ремонт своих многоэтажек. Предполагались три варианта:
– перечислять средства региональному оператору;
– открывать собственный счет многоквартирного дома;
– открывать отдельный счет у регионального оператора.
Закон должен был вступить в силу буквально на этих днях, однако миссия оказалась невыполнима. Главной причиной сбоя законодатели назвали инертность населения, которое так и не определилось, и продлили срок собственникам жилья выбрать устраивающий их способ до 1 мая 2014 года.
Заметим в скобках: в мае огородно-активной части населения будет не до абстрактного капремонта. Да и слово «инертность» несколько царапает. Это не вы ли, дорогие господа из правящей партии, пестовали и лелеяли эту инертность и апатию, закатывая в асфальт и нормальные инициативы ваших политических конкурентов, и честные выборы? И какой же социальной активности вы ждете от подавляющего большинства граждан, которые давно смирились с патерналистской ролью государства и предпочитают, чтобы все как-нибудь само рассосалось? В том числе и капремонт.
«Караван+Я» предоставляет возможность прокомментировать закон о капремонте представителям различных политических сил. Сегодня слово Андрею ИСТОМИНУ, депутату Законодательного собрания Тверской области, заместителю председателя постоянного комитета по государственному устройству и местному самоуправлению, заместителю руководителя фракции КПРФ.
«ЭТА ПРОГРАММА ПОХОЖА НА СКАЗКУ»
– Государство отказывается от ремонта жилищного фонда, переложив все на плечи жителей. Теперь они должны платить за капитальный ремонт. Следует отметить, что это противоречит ранее действовавшему законодательству, в соответствии с которым государство должно было капитально отремонтировать жилье перед его приватизацией гражданами.
Больше трети многоквартирного жилого фонда Тверской области, а это 14874 здания, имеют 30% физического износа. Большая часть жилого фонда – около 26000 домов – износилась на 50-60%, а 2233 многоквартирных дома до 70% износа. 1155 домов практически на грани разрушения, по официальным данным, их износ более 70%. Однако и эти цифры сильно занижены. Ведь инвентаризация жилищного фонда с составлением ведомостей физического износа в большинстве районов области, да и в Твери проведена 30-40 лет назад. И потому количество домов, требующих капитального обновления, может значительно превышать эти показатели.
Как мы видим, ситуация критическая, и население не сможет полноценно оплатить ремонт. Ну, например, замена одного лифта стоит порядка миллиона рублей. А если в доме пять подъездов? И это только один вид работ, а есть еще и текущая крыша, и замена систем отопления и водоснабжения, канализация…
В этой ситуации правительство не находит лучшего выхода, как создать пирамиду. На мой взгляд, это будет именно так. Сейчас соберут деньги со всех (это сделает региональный оператор), а отремонтировать в течение года планируется чуть больше сотни домов, остальным предлагают ждать десятки лет. При этом правительство даже не может ответить, достоят ли до этого времени аварийные дома или просто развалятся. Причем мне кажется, что в областном правительстве об этом и не задумываются, поскольку руководствуются логикой временщиков. Ну как иначе расценить тот факт, что две из трех печально известных морозовских казарм запланированы к ремонту аж на середину 20-х годов?
Тверь в такой ситуации однозначно проигрывает, поскольку платить большую часть будут жители города, а основной объем ремонтных работ будет делаться в области, где ситуация ужаснее всего.
«Общак» – региональный оператор – выгоден тем, кто в программе стоит на ближайшие годы и чей дом требует срочного ремонта. Общие деньги будут использованы на ваш капремонт. И «общак» крайне невыгоден остальным – за ваш счет будут ремонтировать чужие дома.
Специальный счет в рамках регионального оператора невыгоден малоквартирным домам, домам с низким уровнем платежей, поскольку накопить на ремонт будет крайне сложно.
Отдельный счет для ТСЖ и жилищных кооперативов? Здесь все зависит от состояния дома, численности жильцов и их платежеспособности (смогут ли накопить? и как скоро необходим ремонт?).
Вообще, программа, представленная правительством области, выглядит как сказка. Министр ТЭК и ЖКХ Тверской области Дмитрий Базаров не смог ответить, кроме общих фраз, по каким критериям, помимо года постройки, подбирались дома на тот или иной год ремонта.
Так что этот закон совсем не выход из ситуации, а лишь полумера на несколько лет. При этом будет действовать принцип – кто не успел, тот опоздал.
Однако реальность сегодня именно такова. И в этой ситуации жильцам домов необходимо проводить общие собрания, собирать документы (как можно больше), подтверждающие аварийность дома, и обращаться в орган местного самоуправления с протоколом собрания. Что нужно требовать собранию? Чтобы ваш дом в программе был передвинут на ближайшие годы. По закону это возможно.
Тем же, кто не добьется этого, можно только посочувствовать. Деньги их будут истрачены и съедены инфляцией, а будет ли обещанный ремонт проведен через 10-20 лет – бог весть.
Дмитрий ХОДАРЕВ