Как не пропасть без вести в социальных сетях
Социальные сети стали важной частью нашего быта. Из новостной ленты в «Фейсбуке» или «ВКонтакте» люди узнают, кто женился, завел детей или купил машину. 15 минут в Сети незаметно оборачиваются часами переписки и изучением чужих фотографий. При этом реальная жизнь отходит на второй план. «Караван» спросил у руководителя центра психологической поддержки «Радонежъ» и сотрудника центра гармонии и развития «Остров» для детей и взрослых Марины Гурбиной, как социальные сети влияют на человека и что теперь делать с этой зависимостью
«ПАРТНЕР ЧАСТО РЕВНУЕТ К МОНИТОРУ»
– Интернет-зависимость – это общее понятие, – объясняет Марина. – Сюда входит и зависимость от компьютерных игр, от виртуального общения, от регулярного просмотра блогов, от «виртуальных» покупок … Соответственно, привязанность к соцсетям – это часть интернет-зависимости. Впервые этот термин употребили в США в 1994 году.
Нет вреда, когда Интернет используется с позитивной целью: для поиска работы, знакомств по интересам или самореализации (например, многие домохозяйки через Сеть продают hand-made товары). Плюсы заканчиваются, когда тяга к Интернету увеличивается, интерес становится навязчивым, его нельзя контролировать. Когда человек еще способен осознать, что это наносит ему вред, он идет к психологу. Бывает и патологическое влечение – когда налицо нарушения здоровья, работоспособности и социальной деятельности. В этом случае поможет только психиатр.
– Как проявляется зависимость от социальных сетей?
– Физические симптомы – это ухудшение зрения, перенапряжение, мутный взгляд, бессонница, повышенное потоотделение, боли в шее и спине. Тревожные факторы – когда человек много говорит о темах Интернета, когда появляется нервозность и даже агрессивность при отключении Сети. Это неуверенность или тревожность в реальном мире, потеря ощущения времени, эйфория во время пребывания в Интернете… У человека постепенно развивается социальная изоляция, предпочтение отдается виртуальным собеседникам. При этом ломается система ценностей, стирается граница между реальной и виртуальной жизнью. Сила проявления этих психологических симптомов зависит от того, сколько времени человек проводит в Сети.
Чтобы определить степень зависимости, эти симптомы необходимо рассматривать в комплексе, существует множество тестов. Моя задача как психолога – мотивировать клиента к реальной жизни и помочь ему расставить ценностные ориентиры.
– Почему же так сильно затягивает Интернет?
– Что говорить, Интернет удовлетворяет потребности человека, сознательные и подсознательные. В Сети ты анонимен: можешь запросить любую информацию и получить ответ. Здесь можно найти друзей и на время стать молодым и беззаботным. Человек всегда ищет ярких ощущений и сильных эмоций. В Интернете он все это получает – хотя и в виде суррогата. Есть и физиологическая причина: частое посещение Интернета вызывает в мозгу повышение уровня вещества, подобного адреналину. Именно оно вызывает приятные ощущения.
– Частое пребывание в Сети влияет на поведение человека в обществе?
– Да. Человек «реальный» и «виртуальный» – не один и тот же. В реальности человек вынужден считаться с собственными недостатками, а в Интернете – нет. Появляется виртуальная вседозволенность: часто человек, раскрепощенный в Сети, абсолютно беспомощен при живом общении. Больше всего зависимость влияет на семейные отношения (обделенный вниманием партнер начинает ревновать «к монитору»), появляются проблемы с работой и деньгами, нарушаются связи с обществом. Человек перестает понимать, что для достижения целей ему надо прикладывать усилия.
«РОДИТЕЛЯМ УДОБНО ДАТЬ РЕБЕНКУ ПЛАНШЕТ»
– Кто наиболее склонен к интернет-зависимости?
– Считается, что это неуверенные в себе люди, чаще всего – интроверты. Чем больше у человека комплексов в реальной жизни, тем больше его тяга к виртуальному миру.
Также это люди, склонные к дезориентации: сексуальной и социальной (неспособность ориентироваться в обществе. – Прим. ред.). В группе риска находятся дети, подростки и молодежь от 20 до 30 лет.
В этом году впервые ко мне стали приводить первоклассников. Дети не хотят учиться, не справляются со школьной нагрузкой, не могут справиться со своими переживаниями! Им сложно ориентироваться в «живом» пространстве, устанавливать «настоящие» социальные связи. А все почему? Родителям удобно дать ребенку планшет – он тихо сидит, не мешает. Сегодня дворовая культура практически пропала. Но ребенку нужно двигаться, играть, трогать, пробовать, мастерить! При этом в головном мозге ребенка развиваются соответствующие психические функции: восприятие, внимание, речь, память, мышление, воображение. Дефицит движения и компьютерная зависимость тормозят психическое созревание ребенка, и психологам часто приходится работать с последствиями этих отклонений.
ШУТКА В ТЕМУ
– Люблю наблюдать за своими детьми. Нынешнее развитие детей во всем отличается от нашего. Человечку 1 год – он знает, как включить мультики на айпаде. Моему отцу за 50 лет, он не знает, как эту штуку разблокировать. Я же в 1 год, по утверждению отца, любил прятаться под стол. Это все, что он сказал.
– В чем опасность Интернета для детей?
– Дети и подростки не могут объективно относиться к получаемой информации. Не могут ее фильтровать и как итог – все впитывают в себя. Они не чувствуют опасности от виртуального общения.
Главная потребность подростка – это коммуникация, социальная адаптация, признание и сексуальность. И сегодня все это легко и доступно, если войти в Сеть. Если есть проблемы в семье, в школе, с друзьями – он находит отдушину в Интернете. При этом у тинейджера формируется ложное ощущение, что любовь и дружбу легко завоевать или разрушить. Настоящая жизнь кажется скучной, так как события в ней происходят не так молниеносно. Увы, дети и подростки больше не смотрят старые добрые мультфильмы. В Интернете другая скорость, и советские мультики для них слишком медленные и скучные.
– Как можно преодолеть пристрастие к Сети? Это лечится?
– Интернет-зависимость пока не признана официально заболеванием. Но существует ряд психотерапевтических методов от ее избавления. Нужно отвлекать себя от компьютера при помощи любых альтернативных занятий – чтения, спорта, посиделок с друзьями.
Важно не обедать у компьютера. Вход в Интернет должен быть только целенаправленный. Нужно собрать силу воли, удалить игры и в крайнем случае – аккаунты в соцсетях.
Для взрослых важно быть более внимательными к своим детям, участвовать в их жизни и в решении проблем.
Резюмирую. Чтобы преодолеть пристрастие к Интернету, нужно:
– развивать высшие потребности (познавательную, эстетическую и потребность в самореализации);
– учиться получать удовольствие от самого процесса жизни, а не от ожидания результата;
– развивать личные возможности и способности;
– любить и ценить свой жизненный опыт;
– расширять сферу интересов;
– помнить, что только ты сам можешь избавиться от интернет-зависимости.
На правах рекламы
Полина ЗИМИНА