Экономичный, безопасный и доступный вид транспорта пока остается мифом
Тверской трамвай, сошедший с рельс на Новом мосту, взорвал ютуб еще в 2012 году. А недавно еще один трамвай «дрифтовал» в районе ТЦ «Олимп». Эти казусы лишь подчеркивают катастрофическое положение общественного транспорта в Твери. Между тем его развитие – это самый разумный вариант ухода от назревающего коллапса на дорогах. Легенде о «дрифтующем трамвае» нужно противопоставить идеологию «трамвая с вайфаем».
РЕАЛЬНОСТЬ: ТОННЫ АСФАЛЬТА, ВЕЧНЫЙ СМОГ
В декабре на заключительном заседании ТГД депутаты отказались выделить 200 млн рублей для замены рельс на 11-м трамвайном маршруте. Данная поправка в бюджет, инициированная депутатом Сергеем Делаковым, была отклонена профильным комитетом, возглавляемым Екатериной Глебовой. Это отражает яркую тенденцию последних 15 лет, когда общественному транспорту ставят шлагбаум и дают зеленый свет личным автомобилям.
Статистика тверского трамвая дает нам печальные цифры: 18 закрытых маршрутов с 1990 года, 98%-ный износ подвижного состава и рельс, падение пассажиропотока на всех направлениях. И постоянная угроза: «А не пора ли закрыть трамваи полностью?»
Тверская проблема деградации трамвая, как и все в нашем мире, является далеко не новой в истории развития транспортных систем. Многие европейские и американские города в эпоху массового развития рынка личных автомобилей старались высвободить под машину больше пространства в городе. Основная идея нового времени – автомобиль в каждый дом: личная мобильность достигает небывалых высот. Но вместе с этим возникает проблема загруженности улиц, пробок, вечного смога из-за выхлопных газов. Все хотят передвигаться комфортно, никто не хочет в старый, дребезжащий то ли от холода, то ли от износа трамвай.
50 лет назад европейцы поняли, что автомобиль занимает слишком много места и перевозит очень мало людей. Удовлетворить спрос на пространство строительством новых дорог и развязок не получится: чем больше строилось дорог, тем больше людей начинало пользоваться автомобилями. Европа вступила в новый период – поощрение использования общественного транспорта и активная дестимуляция использования личных автомобилей. Платная парковка в центре, трамвай с приоритетом проезда светофоров, низкопольный подвижной состав, скорость и вместительность.
АНТИУТОПИЯ: АВТОМОБИЛИ ВСЕ ВОКРУГ ЗАПОЛОНЯТ
Российские города пока не поняли, что создание города для автомобилей – это тупик. Воронеж полностью ликвидировал трамваи, были демонтированы все рельсы. Теперь, по данным исследований, Воронеж стал одним из самых «стоячих» городов ЦФО. А мэрия тем временем снова заговорила о возвращении трамвая. Только строительство системы с нуля будет стоить в несколько раз дороже, чем простая реконструкция имеющихся путей.
Необходимость создания хорошей трамвайной системы не очень очевидна – как для чиновников, так и для жителей. Большинство людей просто не видели, каким может быть трамвай и как высоко его влияние на проблему пробок в городе. От хаоса на дорогах нам предстоит перейти к эффективной транспортной системе.
Человек, перемещающийся на личном автомобиле, занимает в 40 раз больше места, чем пассажир трамвая. Если завтра все пассажиры общественного транспорта, а в городе их около 75% жителей, пересядут на личный автомобиль, то произойдет катастрофа. Автомобили будут повсюду, на каждом не занятом клочке земли будет стоять автомобиль.
Даже сегодня при текущей автомобилизации 250 автомобилей на 1000 жителей во всех дворах машины припаркованы на газонах и детских площадках. Как вы понимаете, физически справиться с таким числом автомобилей наши улицы не могут.
УТОПИЯ? ЕСТЬ ВАЙФАЙ, НО НЕТ КОНДУКТОРА
Трамвай – это, пожалуй, наиболее эффективное оружие против пробок. Но пользоваться им мы пока не научились. Человек при выборе способа поездки на работу оценивает три критерия: скорость, стоимость, комфорт. Чтобы больше людей начали пользоваться трамваем, нужно обособить трамвайные пути везде, где они расположены в одном потоке с автомобилями, закупить новый низкопольный и бесшумный подвижной состав, который может быстро разгоняться и тормозить. Это позволит повысить скорость.
Оплату проезда следует производить по транспортным картам через специальные терминалы внутри трамвая – это позволит сократить расходы на кондукторов, которые съедают до 60% бюджета транспортного предприятия. Трамваи должны быть оборудованы кондиционерами и вайфаем, инфраструктура и остановки должны быть ориентированы на удобство маломобильных групп граждан. Ну и, конечно, пассажиры не должны пересекать трехполосную дорогу при посадке в трамвай. Нужно построить посадочные платформы непосредственно возле путей.
Финансирование тверского трамвая и грамотное управление реформами позволит за несколько лет сильно улучшить транспортную систему городу – повысить безопасность, скорость и доступность поездок по городу. Но для этого нужно решить, для кого наш город? Для автомобиля или для людей?
Александр БЛИНОВ, координатор общественного движения «Городские проекты» в Твери