Чем живут молодые тверские художники
Художники – люди тонкие и творческие. Но и они вынуждены прогибаться под законы времени: продажей картин сегодня сыт не будешь. Нынешние мастера кисти рисуют портреты олигархов и накладывают детям аквагрим – при этом мечтая о славе Репина и Айвазовского. «Караван» побывал в Тверском художественном училище имени Венецианова и узнал, чем зарабатывают на жизнь молодые художники
МНОГИЕ ПРОСЯТ: «О, НАРИСУЙ МЕНЯ!»
…Живописцы и дизайнеры работают в залитой солнечным светом мастерской. На больших деревянных мольбертах – холсты с эскизами и подмалевками. Задача молодых талантов – запечатлеть изящную черноволосую девушку-модель с короткой стрижкой. Ребята смешивают краски, получая причудливые оттенки.
Дмитрий Игнатьев – студент 4-го курса отделения графического дизайна. Работу в этой сфере найти довольно сложно, большую роль играют связи. Однако Дмитрий не унывает:
– Я столько лет потратил на обучение, чтобы не быть дизайнером, а пойти работать каким-то менеджером? Нет, этого не будет!
Помимо дизайна Дмитрий пишет картины, но расстается с ними (даже за деньги) неохотно:
– Художественные работы, нарисованные от души, продавать не хочу. Бывают, правда, любопытные моменты. Помню, я на улице делал какие-то наброски, мимо проходила семья, и глава семейства сказал: «Хочу, чтобы ты нарисовал нас на фоне моста». Они встали, я и нарисовал. Однако чистой живописью сегодня не заработать: есть коллекционеры, но и они скупают работы за бесценок.
Молодой дизайнер уверен, что выпускники художественных школ, даже если работают не по профессии, не растворяются в современном мире, а обогащают его:
– Художественное образование развивает внутреннюю культуру и чувство вкуса. В царской России оно было базовым: люди разбирались и в живописи, и в музыке, и в литературе. Пробел в этой сфере стал назревать после 90-х, и сейчас он привел к упадку культуры среди основной массы людей.
…Валерия Сочкина – будущий живописец-педагог – не только рисует, но и учит живописи детей.
– Преподавание живописи, портреты на заказ, иллюстрация, монументальная живопись (роспись зданий, церквей), работа художником-постановщиком в театре и кино, – перечисляет она возможные профессиональные развилки. – Главное – определиться с тем, что у тебя лучше получается.
Молодая художница категорически отказывается продавать свои работы:
– Для меня они представляют большую ценность. Лишь раз на пленэре мне пришлось продать картину, потому что оказалась без денег и в другом городе. До сих пор жалею об этом.
…Алена Емельянова учится на педагога-живописца. Она готова писать картины на заказ, но пока есть некоторые трудности:
– Чтобы продавать картины, нужна коммерческая жилка. Она, как правило, у художника отсутствует. Я не могу просить большую цену за картины, видимо, еще не знаю себе цену. С заказами обращаются многие, просят: «О, нарисуй меня!». Как правило, мало кто хочет позировать из-за нехватки времени и присылают фотографии.
Кроме того, девушка преподает рисование детям, работает аквагримером в сети «Чикен Хауз»: разрисовывает лица юных посетителей специальными красками. А недавно Алена была приглашена в Завидово на бал к местным олигархам: делала шаржи на именитых гостей.
«Я ПОЗИРОВАЛА НА МОРОЗЕ – В ПЛАТЬЕ И С ОБРУЧЕМ»
Непростая доля художника, упадок культуры и отсутствие вкуса у большинства людей не отпугивают новых абитуриентов Венециановского училища. Желание рисовать, желание выразить свое творческое «я» перевешивает все трудности.
Девушка-модель, студентка Московского университета технологии и управления имени Разумовского Наталья Потемкина учится еще и в Венециановке:
– Я здесь недавно и учусь почти тайно, планирую официально поступить в училище летом. Как я только не пробовала позировать: и стоя, и сидя, и лежа, и в мороз в одном платье – на улице с обручем… Рисовать, как ребята, пока не могу, но простенькую постановку с натюрмортом напишу, – скромничает модель.
Наряду с юными ребятами в Венециановке учатся люди семейные, закончившие университеты. Они уже успели проявить себя на различных выставках, их работы имеют известность. Одной из еще молодых, но уже бывалых художников является Евгения Пигаркина. Лингвист по образованию, Евгения занимается профессиональным творчеством с 2006 года. Молодая женщина участвовала и становилась лауреатом различных конкурсов. Евгения знает на собственном опыте, как не утратить творческую индивидуальность и выживать в современном мире:
– Молодому художнику не стоит гнаться за деньгами, нужно оттачивать мастерство на собственных полотнах. Важно не количество, а качество. Лучше написать за год одну картину – по-настоящему живую и обогащенную художественными средствами, чем сто рафинированных, но посредственных полотен. Для художественных работ нужны истинные эмоции. Если писать заказуху в больших объемах, то можно лишиться этих эмоций. Кроме того, для истинного творчества нужно время. Можно рисовать заказные полотна, но только для преодоления финансовых трудностей. Ставить деньги выше творчества – нельзя. В то же время художник обязан заявлять о себе, организовывать вернисажи, экспонировать работы. Тогда со временем (при наличии определенного таланта) он получит признание и его картинами заинтересуются.
«ПОСЛЕ ВЕРНИСАЖА Я УБИРАЮ КАРТИНЫ В ЧУЛАН»
Художник, преподаватель Венециановки Игорь Бучнев считает, что до тех пор, пока торжествует общество потребления, искусству будет уделяться второстепенное внимание:
– Народ стремится к бытовым благам. Машины, квартиры, электроника, отдых, в общем, все хотят заполучить портфель современного обывателя. Как правило, картинами интересуются либо очень богатые покупатели, стремящиеся украсить интерьер, либо истинные ценители искусства, коих крайне мало. Пожалуй, что портретисты имеют преимущество в коммерческой живописи перед художниками других жанров. Портреты заказывают довольно часто. Тут важно в первую очередь угадить заказчику, оставляя на втором плане авторскую индивидуальность, – считает Игорь Бучнев. – Коммерческая живопись, как правило, не профессиональна. Станковая живопись не может быть коммерческой по определению. Задача не в том, чтобы украсить интерьер, а в том, чтобы выразить творческое «я». Захотел я написать образ нищего или бомжа, тревожит меня эта тема. Написал я эту работу, выставил. А кому она нужна, разве она украсит интерьер? Нет! Но я написал эту картину искренне, по-настоящему!
Игорь Бучнев отмечает явную поддержку государством «современного искусства» – альтернативы «классического» и «реалистичного» творчества:
– На профессионального художника-реалиста государство почти не обращает внимания. К сожалению, сейчас активно пропагандируется и лоббируется «современное искусство». Хотя, на мой взгляд, оно является не искусством, а театральным эпатажем.
Игорь Бучнев выбрал для себя путь творчества и на личном опыте убедился: на одну продажу картин не прожить:
– Помимо любимого занятия, я состою на службе – преподаю в училище. Все, кто занимается истинным творчеством, имеют небольшой, но постоянный хлеб. Мы художники выходного дня – рисуем в свободное от работы время, но зато реализуем себя в творчестве. Бывает, что устраиваю выставки, люди приходят и любуются моими картинами, после вернисажа я убираю их в чулан. Примерно раз в год на пороге моего дома появляется какой-нибудь коллекционер и покупает одну из моих работ.
Педагог полагает, что начинающему живописцу нужно сразу определиться, по какому пути идти:
– Совместить художественное и коммерческое в одном флаконе удается не всем. Сейчас крен смещается в сторону коммерческого. Ребята понимают: чтобы выжить, необходимо рисовать то, что нравится народным массам и заказчику. Пусть эти полотна не отличаются профессионализмом и индивидуальностью, но зато они востребованы. Через десять лет такие художники обретают квартиры, студии, но их работы не проходят на крупные профессиональные выставки. Они знают, как нарисовать, как продать, но как писать от сердца – уже не помнят.
В ТЕМУ
Молодежь загонят в «квадрат»
22 марта в Твери состоится официальное открытие регионального проекта «АРТ Квадрат», направленного на поиск и поддержку талантливой молодежи в сфере культуры и искусства по всей России. Первая, неофициальная, презентация уже состоялась 12 ноября.
– Сегодня одаренным молодым людям очень сложно заявить о себе, – объясняет региональный представитель проекта в Твери, руководитель школы танцев «Арт Квадрат» Сергей Иудин. – А наш проект помогает им добиться реализации в самых разных творческих сферах. Это происходит при помощи грантовой и иных форм поддержки.
Уже сейчас в команде «АРТ Квадрата» есть специалисты в области кино, танцев, вокала, визуального искусства. В будущем на этой площадке ребята планируют организовывать уникальные широкомасштабные мероприятия.
В день презентации проекта пройдут выступления самых ярких талантов, открытых проектом (в том числе композитора, джазовой певицы Марии Булавиной), состоится арт-перформанс и многое другое. Среди почетных гостей мероприятия – руководитель Росмолодежи Сергей Белоконев, руководитель федерального проекта «АРТ Квадрат» Юлия Музыка.
В рамках открытия перед концертом состоится образовательная программа «АРТ Школа» от мастера перформанса, известного модного художника, эксперта направления «Визуальное искусство» проекта «АРТ Квадрат» Арсения Власова.
Павел КИРИЛЛОВ, Анастасия ВИНОГРАДОВА