Сергей Левин: «Я верен только музыке»

18.03.2014, 12:13

Где, как и за сколько работают тверские композиторы

Музыка не самый важный предмет в школе, но для кого-то она становится профессией и даже смыслом всей жизни. Как, например, для тверского композитора, исполнителя, импровизатора Сергея Левина

 

Небольшая комнатка. Рояль, безусловно, основной предмет мебели. На стене висит несколько афиш с изображением нашего героя. Я удобно располагаюсь на мягком диванчике, а Сергей Левин ютится на стуле: гостям всегда предлагают лучшее.

 

1% ТАЛАНТА, 99% ТРУДА

 

– Сергей, почему именно музыка? Что натолкнуло вас на этот путь?

– М-м-м… Насколько я помню, я пел с раннего детства. Отец мне рассказывал, что, когда мама была мною беременна, он сажал ее в кресло и включал произведения Моцарта, Вивальди (улыбается)… Будучи молодым офицером, он сам увлекался музыкой различного направления и покупал много пластинок. Позже мне разрешали их включать самому. Так я постепенно приобщался к самой разной музыке: Бетховен, «Песняры», Валерий Леонтьев, Моцарт… Я слушал все подряд.

– Ваш первый музыкальный инструмент?

– Конечно же фортепиано. Он, по сути, и единственный. Еще владею гитарой, но на уровне аккомпанемента.

– В каком возрасте вы написали свое первое произведение?

– Первые попытки сочинять были на уровне импровизации в музыкальном училище в 17 лет. Мы специально с другом приходили за два часа до занятий и импровизировали в четыре руки (улыбается). Сначала мне казалось, что композитор – это что-то вроде пророка или медиума… На самом деле, как сказал Чайковский: «Успех – это капля таланта и ведро пота».

– От чего вы отталкиваетесь в создании произведения? Что вас вдохновляет на работу?

– Алгоритма вообще не существует. Обычно вдохновение приходит, когда садишься за инструмент, во время импровизации рождаются темы, интонации, из которых потом выращиваешь произведение. «На ходу», как Малер, сочинять обычно не получается. Правда, был у меня такой опыт. Будучи студентом Гнесинки, я писал вокальный цикл. И вот все части уже были написаны, оставался финал. Я выучил стихотворение, которое собирался вокально «озвучить», и везде и всюду постоянно прокручивал его в голове. И вот мелодия пришла неожиданно – в душевой комнате. Оставалось только записать ее и придумать фортепианную фактуру. Но на самом деле музыка требует большого сосредоточения, это ежедневный упорный труд, требующий довольно много времени, которого, к сожалению, мне часто не хватает.

Как нам известно, у вас музыкальная семья (жена Сергея – Татьяна Левина, известный тверской бард и «вторая половина» их творческого дуэта. – Прим. корр.). Не воспринимаете ли вы себя только как часть дуэта? Не мешает ли это вашей самореализации?

– Дело в том, что Татьяна не считает себя композитором. Она этому ремеслу не обучалась.

Ее принцип сочинения основан как раз именно на том, что внутри что-то долго копится, а потом просится на свет. Она ощущает это как неодолимое желание написать песню или стихотворение. И тогда ей бывает достаточно всего нескольких часов для создания новой песни, которая рождается сразу в окончательном виде. Композиторская работа – это нечто другое. Так что мы с нею не соперники. Мы много лет уже выступаем дуэтом, исполняя как Танины песни, так и наши совместные. Но кроме этого у нас есть еще свои собственные направления музыкальной деятельности: Таня преподает гитару, я пою в камерном хоре «Русский партес», руковожу мужским вокальным ансамблем, занимаюсь аранжировками для камерного оркестра «Российская камерата».

– У вашего дуэта много песен со средневековой тематикой. В каком веке или образе вы себя видите?

(Задумывается.) Наверное, каждый человек рождается в свое время. Поэтому я пытаюсь увидеть себя в настоящем моменте и понять, что я могу сделать для своего развития и для изменения мира в лучшую сторону. Я здесь и сейчас, и мне нужно достойно пройти эту жизнь!

 

«В ТВЕРИ ПУБЛИКА НЕМНОГОЧИСЛЕННАЯ, НО ВОСПИТАННАЯ»

 

 

– Импровизация для вас – только музыка или стиль жизни?

– Наверное, отчасти это проявляется и в жизни. К примеру, я не люблю писать речи для выступлений на каких-либо мероприятиях: только накануне примерно намечаю тему и направление. Для меня любой выученный текст, произносимый мою и от меня, становится «неживым».

– Как часто вы организуете концерты?

– Если речь идет о концертах нашего с женой дуэта, то мы организуем свои концерты крайне редко, в основном этим занимаются наши друзья и единомышленники. Если речь идет о моем авторском концерте, то таких еще не было в истории. Впрочем, время от времени моя музыка звучит на сцене нашей филармонии, за что я благодарен нашему художественному руководителю Андрею Кружкову.

– А какие вы видите пути расширения своей аудитории?

– Начнем с того, что я не думаю, что моя музыка нужна в массах. Сегодня для меня важнее другой вопрос: как продвинуть в народ классическую музыку, которая живет уже столетия. Кстати, этим занимается Михаил Казиник – музыкант и искусствовед, он ведет свою передачи на телевидении и на радио, например «Нетипичный формат». Он высказывает очень неожиданные и порою спорные мысли, пробуждая в слушателях большой интерес к классике. И люди после его передач с большим интересом начинают слушать Бетховена или Моцарта, даже если их побудил к этому вопрос: «А прав ли был Казиник?» Но он такой один, и на широком экране его нет.

– Известно, на «чистое» творчество не проживешь. Какова средняя ставка в Тверской филармонии?

– Я верен только музыке, но работаю в нескольких направлениях: помимо хора, я, как говорил раньше, занимаюсь аранжировкой. В Твери профессиональных композиторов можно пересчитать по пальцам одной руки, поэтому я рад, что имею такую возможность. Писать свою музыку, чтоб ее играли… ммм… пока это только мечты. Что касается зарплаты, тут сложно сказать. У всех разная ставка, зависящая от многих факторов: образования, должности, выслуги лет, количества концертов. Поэтому зарплата плавающая. У меня около 20 тысяч.

– Не хотели бы вы поработать на корпоративах и свадьбах, чтобы увеличить свой доход?

– Да мне некогда этим заниматься. Хватает работы в филармонии.

– А сейчас вы над чем трудитесь?

– Доделываю несколько песен к программе «Женщины, которые поют», посвященной советским певицам. Позже начнется оперный фестиваль. Также мы выезжаем с гастролями не только по области и большим русским городам: Москва, Ярославль, Вологда, но бываем и за границей: Финляндия, Чехия.

– Где больше зрителей приходит на концерты: в России или за границей?

– В Финляндии, например, народу было немного. В Твери публика немногочисленная, но постоянная и очень воспитанная и взыскательная. Об этом говорят и все приглашенные музыканты.

Что касается Москвы, там много, как утверждают мои московские друзья, так называемых «туристов», которые приходят на концерты посмотреть, «а что это такое и с чем это едят».

– А какого возраста ваша публика?

– Это люди старше 40, молодых мало. Я думаю, чтобы молодежь пошла в концертные залы, недостаточно усилий одной только филармонии. Здесь должна быть государственная политика! Для воспитания у народа высокого вкуса нужны годы. Кроме того, многие специалисты со здоровыми амбициями уезжают из Твери в Москву. Поэтому творческая жизнь не такая бурная, как хотелось бы. При этом качество исполнения все равно остается довольно высоким.

– Нам известно, что ваши дети тоже занимаются музыкой…

– Мой старший сын занимается в музыкальной школе по классу фортепиано третий год. Успел принять участие в нескольких международных конкурсах и на одном из них получил премию. Хотя мы не ставим цели сделать из детей музыкантов: ситуация в стране постоянно меняется, неизвестно, как будут музыканты жить завтра. Впрочем, свою судьбу мы доверим выбрать им самим. Но получить начальное музыкальное образование для человека, имеющего к тому же все способности, просто необходимо. Кстати, некоторые психологи пишут, что занятие музыкой всесторонне развивает человеческое мышление, даже в области математики и других точных наук. Наша младшая дочь пока не занимается музыкой, ей всего четыре года, но поет она хорошо (улыбается).

– Как считаете, композитор может реализоваться в Твери? Вы не хотели бы сменить обстановку?

– Во-первых, я несколько инертный человек, во мне нет стремления к постоянным изменениям. Но вместе с тем я понимаю: сама жизнь ставит перед тобой условия, которые ты должен пройти. Поэтому я всегда с интересом со стороны наблюдаю за разными событиями. Если у меня вдруг замаячит новая возможность, я об этом подумаю. Но сам не предпринимаю попыток найти что-то большее и лучшее. Для меня жизнь – это учеба. Постепенный и осознанный переход из одного класса в другой, без экстернов.

Анастасия ИВАНОВА

82 0
Лента новостей
Прокрутить вверх