Не знаю, как вы, а я очень люблю книгу. Настоящую: с переплетом и страницами, с запахом типографской краски и своим местом на полке. Честно пыталась читать электронную. Не то. Слушала аудио. Опять не то. Признаюсь, приходится пользоваться Интернетом, чтобы покупать книги, времени на нормальные магазины просто нет. Но в итоге я получаю по почте её — настоящую книгу.
Наш сегодняшний гость – Андрей Смольников, тверской писатель, чей жанр можно охарактеризовать как психологическая фантастика. Одна из его последних книг – «Дни скорпиона» — недавно вышла в нашем издательстве «Тверское княжество».
— Андрей, для чего издавать книги, тратить на это время, деньги (немалые, согласитесь), если сегодня всё и вся у нас в электронно-компьютерном виде?
— Кто бы ни говорил, что в книге важно содержание, моё мнение, форма тоже имеет значение. Настоящая книга — это та, которую ты держишь в руке, перелистываешь страницы. Только она может дать то правильное ощущение и восприятие, которое никогда не даст компьютер. То, что мы уже перестали читать книги, перестали общаться друг с другом во дворах, заменив и это тоже компьютером – это, как мне кажется, показатель нашей ущербности.
— И что делать? Не секрет, что сегодня не читают не только вечно занятые взрослые, но и дети, которым это хотя бы по школьной программе ещё положено. Как нас всех вернуть к книге?
— В большом объёме, массово этого сделать уже, увы, не получится. К сожалению. И как бы страшно это ни звучало, но единственное, что может вернуть человека к вечным ценностям, — это какой-то катаклизм. Книга существовала множество веков, а компьютер возник недавно и быстро-быстро начал всё захватывать.
— Сегодня в Тверь начали приезжать артисты с мировыми именами, художники. Вот открывается известная выставка Марата Гельмана. А вот писатели отчего-то к нам не едут. Почему? Будут не востребованы у тверитян?
— Сам бы я лично с удовольствием пошёл Акунина послушать, что он говорит, а не только пишет. Мне очень симпатичны Устинова, Веллер, хотел бы с ними пообщаться. Ни за что бы не пошел на Донцову и Пелевина.
Но это личное моё мнение. Я сужу авторов по их книгам и назвал тех, с кем мне было бы интересно общаться глаза в глаза. А так, чтобы массово читатель пошёл, я даже не знаю, кто должен приехать. Ну, разве что «мама» Гарри Поттера Джоан Роллинг.
— Мы с вами живём в уникальном месте. Именно в Тверской губернии творили лучшие русские писатели, поэты, художники, музыканты. В чём наш секрет?
— Эта уникальность в местоположении между Москвой и Санкт-Петербургом. Кем бы ты ни был — Радищевым или Пушкиным, Салтыковым-Щедриным или Лажечниковым — едешь по «государевой дороге» и всё равно в Твери останавливаешься.
— Но, согласитесь, одно дело — просто остановиться, перекусить и поехать дальше и другое — остаться здесь на несколько месяцев и творить?
— Тверская губерния — это центр России во всём своём великолепии. Отсюда же Русь пошла. Не будь Калита таким шустрым и продажным, в сущности, бизнесменом, еще неизвестно, стала бы Москва (а не Тверь) столицей. Вот такая гримаса истории. И тем не менее за Тверью осталось её самое выигрышное положение: с одной стороны старая Русь, с другой – европеизированный Петербург.
— Один из известнейших русских писателей, творивших здесь когда-то, обозначил Тверь как «город Глупов». Как вам кажется, насколько это звание актуально сегодня?
— Сам по себе Салтыков-Щедрин актуален всегда. А в качестве «города Глупова» он не только Тверь, он всю Россию прославил. Это всегда в нас есть, никуда не денется, если хотите, в этом наша русская изюминка. И я ничего плохого в этом не вижу. В Европе «глуповых» не меньше. Самое плохое и страшное — это обожраться, облениться, лечь и ничего не делать. А Россия много раз спасала мир и ещё не раз спасёт, потому что в этом её миссия.
— И при этом у нас собственных родных, так сказать, писателей, художников, других творческих людей – раз, два и обчёлся. Почему?
— Опять же – Москва под боком. Всегда можно туда поехать, там устроиться. По большому же счету все русские писатели – провинциалы. Но так повелось, хочешь самовыразиться, заявить о себе, езжай в Москву.
— Сегодня очень активно обсуждается идея создания в Твери культурной столицы России. Как вам такая мысль?
— Ну, разумеется, полностью отобрать у Москвы статус культурной столицы у нас вряд ли получится, но вот если бы у меня спросили, где вообще должна быть столица России, я назвал бы Новосибирск. Это самый центр нашей страны, который при любом катаклизме останется на Сибирской возвышенности. Туда надо направить все наши политические структуры. Культурный же центр, если полностью и не отдавать Твери, то можно перераспределить по ближайшим городам: Тверь, Смоленск, Псков, Новгород, Казань, Ростов. И что-то придумать, чтобы и творческих людей перераспределить по России, а не собирать в одном городе.
— Мы уже видим, как существенно меняется культурный облик Твери: реставрируется Тверской императорский дворец, речной вокзал, скоро начнётся реконструкция набережной Степана Разина. Что ещё надо сделать, чтобы вернуть городу его исторический облик?
— Прежде всего в историческом центре Твери надо не просто замазать щели, а полностью отремонтировать здания, трехлучевую уникальную систему улиц. Да хотя бы просто подмести, убрать, почистить, чтобы наши женщины уже в начале апреля могли ходить в туфельках, а мужчины не отсвечивать грязными ботинками.
— Согласитесь, к сожалению, и наши горожане отнюдь не всегда отличаются (в лучшую сторону) своей культурой поведения. К каждому брошенному мимо урны фантику или окурку дворника не приставишь.
— Был такой немецкий император (я, к сожалению, не помню, как его звали), который лично ходил по улицам и, увидев, что кто-то что-то бросил, бил того что есть силы тростью по голове. В результате постепенно немцы стали самой аккуратной нацией. Я не знаю, кто сейчас должен ходить по нашему городу и делать то же самое. Время немного другое, но как-то всё равно надо объяснить людям, что они должны быть прежде всего людьми.
— Назовите, пожалуйста, пять книг, которые, на ваш взгляд, должен прочитать каждый.
— Прежде всего, «История государства Российского» Карамзина. К стыду своему, я сам только недавно её смог полностью прочесть. А читать это надо раньше, где-то между 20 и 30 годами. «Братья Карамазовы» — безусловно, хотя Достоевского надо читать всего. Булгакова, но даже не «Мастера и Маргариту» и «Белую гвардию», а скорее «Собачье сердце». Всю трилогию Мережковского. Из современных – опять же Акунина, всё про Эраста Фандорина.
— И последний вопрос. Известно, что творчество и коммерция сегодня несовместимы. Надо либо издаваться огромными тиражами, как та же самая Донцова, либо зарабатывать себе на хлеб как-то иначе, сделав творчество своим хобби. Но вот, говоря опять же о создании в Твери культурного центра, вы были бы готовы совершенно безвозмездно тратить своё личное время на какие-то творческие встречи с тверитянами?
— Конечно. Если понадобится моя помощь в подготовке и проведении каких-то творческих вечеров, встреч, я готов. Думаю, мне есть что сказать тверитянам. Надеюсь, и им будет интересно меня послушать. Если я смогу хоть что-то сделать для популяризации книги, я обязательно буду это делать.
Марина ГАВРИШЕНКО