Будут ли в школах преподавать «Основы культуры»
Около 3000 подписей собрала петиция, направленная президенту РФ Путину, о введении в школьную программу предмета «Основы культуры и правила поведения в обществе». Автор обращения, депутат ЗС Тверской области Максим Ларин, предложил объединить усилия власти, школы и общества, чтобы восстановить нормальный нравственный климат в стране. Об актуальности поднятой проблемы рассуждают тверские эксперты.
«ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ»
Юрий РЫЛЬСКИЙ, психолог:
– Это хорошая идея – обучать детей правилам поведения начиная с первого класса. Основы воспитания нужно закладывать с раннего возраста, когда начинает формироваться личность. Иначе время будет упущено. Особенно этот предмет будет важен для детей, воспитанию которых родители уделяют недостаточно внимания. Таких, к сожалению, в нашем обществе немало.
Отклонения от норм поведения тем или иным образом связаны с психическим здоровьем. И если человек с детства будет задумываться о проблемах морали, о том, как правильно нужно поступать в той или иной ситуации, это, безусловно, положительно скажется на его здоровье. Но и не только: от этого будет зависеть его дальнейшая судьба.
«ТЕОРИЯ ДОЛЖНА ПОДКРЕПЛЯТЬСЯ ПРАКТИКОЙ»
Ольга ОВЧИННИКОВА, преподаватель музыки высшей категории МБОУ СОШ пос. Радченко:
– Приобщение детей к истокам культуры всегда считалось наиболее актуальной задачей в развитии общества. Даже в самые трудные времена во многих государствах основные силы и средства направлялись именно на воспитание и образование подрастающего поколения, и со временем это приносило свои плоды. В качестве примера можно вспомнить становление систем образования и воспитания в Советском Союзе. Страна, пережившая и гражданскую, и Великую Отечественную войну, и годы разрухи, тем не менее имела одну из лучших систем образования в мире и воспитывала достойных людей.
Если этот предмет будет гармонично встроен в систему современного образования, то он, конечно, может принести положительный эффект. Однако не стоит забывать, что параллельно с появлением такого предмета в школе должно увеличиваться количество культурных учреждений и мероприятий для того, чтобы предмет «Основы культуры» был тесно связан с окружающей нас действительностью.
«ПРИДЕТСЯ СОКРАТИТЬ ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ»
Сергей СМИРНОВ, директор Института непрерывного образования:
– Сложно прокомментировать эту инициативу, в любом случае данный вопрос надо решать на государственном уровне.
Я могу сказать лишь теоретически: введение в образовательный план этого предмета возможно либо за счет сокращения действующих предметов, либо за счет урезания часов. Все это, в принципе, возможно, если общественность и компетентные органы сочтут это целесообразным.
«ЕСЛИ НЕТ ПИОНЕРОВ, НУЖЕН ХОТЬ УЧЕБНИК»
Владимир ВОРОБЬЕВ, председатель Общественной палаты:
– Я обеими руками за такую инициативу. В обществе не хватает культуры, а она начинается с детей.
Когда ребята школьного возраста не могут сказать предложение без мата – это реальность сегодняшнего дня. А в советские годы это было бы нонсенсом. Даже если ребенок не был комсомольцем или пионером, само существование таких организаций оказывало положительное влияние. Соблюдение правил поведения контролировалось коллективом, за проступок товарищи делали замечание. Сейчас такой мощной организации нет, и молодежь нравственно дезориентирована. Конечно, существуют различные кружки, клубы, но они малочисленны и охватывают население точечно.
Поэтому, я считаю, введение в школьную программу предмета «Основы культуры» улучшило бы ситуацию. За проступки конкретного человека несет ответственность все общество, и мы должны принять меры по нравственному воспитанию граждан. В этом плане новый предмет – отличный выход.
«МЫ УПУСТИЛИ ЦЕЛОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
Светлана НОВОЖИЛОВА, директор Калязинского детского дома «Родничок»:
– После распада СССР в системе российского образования произошел спад воспитательной работы, и мы упустили одно поколение. Сейчас все начинает потихоньку восстанавливаться, и новый предмет, думаю, внесет свой вклад в это дело.
Конечно, на некоторых предметах, например литературе, поднимаются вопросы морали, однако надо учитывать особенности современного поколения. Дети не читают книг, они больше смотрят TV или пользуются Интернетом. Книга практически утратила влияние над ними. В этой ситуации на уроках «Основ культуры» они могли бы получить то, чего им не хватает.
Кроме того, особенно этот предмет необходим детям, которые лишены родительской заботы, – это дети из неблагополучных семей или сироты.
Петиция
Президенту Российской Федерации Путину В.В.
В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с действиями детей и подростков, выходящими за рамки принятых в обществе морально-нравственных, светских поведенческих норм, совершение которых трудно было представить еще 10-15 лет назад.
Можете ли Вы представить себе, чтобы Вы и Ваши сверстники устраивали барбекю над пламенем «Вечного огня», позировали на фоне разбитых ими мемориальных плит, установленных в честь Граждан, отдавших жизнь за Родину, плясали в храмах или, вальяжно развалившись на сиденье, отвернулись от старушки, едва стоящей на ногах в общественном транспорте?
Такие поступки не только вызывают обоснованное осуждение среди тех, кто воспитан на памяти подвигов русских воинов, кто чувствует свою сопричастность к судьбам Отечества, но и заставляют задуматься о причинах такого резкого падения уровня культурного развития наших детей и тем, что еще не поздно сделать, чтобы остановить этот процесс.
Искренне верю, что только объединив усилия власти, общества и школы, мы сможем переломить эту тенденцию.
Существующим образовательным планом для учащихся современных российских школ с 4 класса предусмотрено изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики», но эксперты-психологи говорят, что личность человека и восприятие им норм поведения в обществе начинают формироваться значительно раньше, и к началу обучения ребенка по предмету, у него уже сформированы определенные, не всегда правильные, стереотипы поведения.
Основная программа этого модуля рассчитанного на 2 года, направлена на изучение основ религий, а не на обучение культуре и правилам поведения в обществе. В результате, наша молодежь имеет представление о существующих религиях, но имеет поверхностные знания о вежливости, взаимопомощи, традициях на которых зиждется культура нашего народа.
Можем ли мы создать общество, граждане которого будут примером для всего остального мира, видя которых, иностранцы будут с завистью говорить – это русские? Убежден, что можем, и должны попробовать!
Считаю, что первым шагом в реализации этой сложной государственной задачи, должно стать введение в общеобразовательных школах (с первого класса) в качестве обязательного учебного предмета «ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ», который дал бы ребенку знания о том, что такое хорошо, а что плохо, о том, что можно, а что нельзя.
Прошу Вас рассмотреть предложенную мной инициативу и поддержать ее ради будущего наших детей.
С уважением,
Депутат Законодательного собрания
Тверской области Ларин М.В., 11.02.2014
Подписать петицию можно по ссылке: https://mypetition.ru/petition/503
«НУЖНО ПРАВИЛЬНО РАССТАВИТЬ ПРИОРИТЕТЫ»
Алексей ОВЧИННИКОВ, тренер Конаковской спортивной школы вольной борьбы:
– Идея очень хорошая, но как она будет реализовываться? Будут ли готовить специалистов по этому предмету, кто будет преподавать при нынешней нехватке кадров? Если «Основы культуры» будут вести те же учителя-предметники, то весь смысл этого предмета может свестись к нулю. Необходимо также учитывать и загруженность учащихся современной школьной программой. Проблему воспитания, на мой взгляд, нужно решать системно, а не только посредством экспериментов.
Если оценивать уровень воспитания детей, то в разных районах по-разному. Там, где развиты, например, культурные центры, спортивные школы, ребятам есть чем себя занять. А там, где этого нет, образуется пустота, на месте которой часто вырастают кучи шприцов.
В детей, безусловно, нужно вкладывать, иначе кого мы воспитаем? Если ребенок чувствует себя ненужным, брошенным обществом и властью, то, когда вырастет, он будет пытаться взять то, что ему недодали. Еще у многих в памяти «лихие 90-е», когда брошенное государством подрастающее поколение организовывалось в группировки и пыталось отвоевывать свое место под солнцем. Сейчас отношение государства и чиновников к системе образования как к чему-то нерентабельному, но воспитание наших детей жизненно важно для нашего будущего и нужно правильно расставлять приоритеты и вкладывать в будущее страны.
Так что вопрос с введением в школьные программы предмета «Основы культуры» нужно, конечно, рассматривать на уровне министерства образования, проведя предварительно ряд консультаций со специалистами – психологами, культурологами, социологами и педагогами.
Дмитрий КОЧЕТКОВ