Индийский танец с тверским акцентом

20.04.2011, 00:00

    Шоу-балет «Амрапали» с завидным постоянством занимает первые места на Всероссийском конкурсе индийского танца в Москве. Тверская же публика в лучшем случае слышала это название, и уж точно меньшая ее часть видела коллектив. Впрочем, это не является характерной особенностью именно Твери. И не будет лишним еще раз напомнить имена, которыми мы можем гордиться.
    
    УСПЕТЬ ЗА ПЯТЬ МИНУТ
    В марте коллектив участвовал в 5-м Всероссийском конкурсе индийского танца Holi mela-2011, приуроченном к празднованию фестиваля красок Холи. Это один из самых престижных профессиональных конкурсов, где кроме технически совершенного исполнения, оцениваются также сложность хореографии, актерское мастерство, костюмы, имидж. Балет «Амрапали» четвертый год подряд остаётся абсолютным победителем в номинации «Современная Индия», а в новой номинации «Холи» занял 2-е место.
    Коллеги отзываются о тверских танцовщицах в превосходных степенях, индийские диаспоры ликуют. Лина Гоел, руководитель «Амрапали»: «Я не ставлю цели сделать коллектив очень популярным на уровне нашего города. Танцевальной индийской культурой в Твери никто не занимается, за исключением Тверской медакадемии, где ежегодно проводятся фестивали индийского землячества. Немногие представители бизнес-сообщества индийского происхождения тоже не уделяют ей должного внимания. Если что-то их интересует, они, как и все, едут за этим в Москву. А нас знают и ждут на больших профессиональных конкурсах и фестивалях, и я не вижу смысла добиваться особой популярности здесь».
    Как бы то ни было, «танцующие небесные нимфы», как назвали однажды девочек из «Амрапали» индийцы, видевшие их выступления, привезли в Тверь очередную победу. В основу истории, которую в танце рассказали на конкурсе «Амрапали», лёг фильм «Раавана» режиссера Мини Ратнама, снятого по мотивам старинного индийского эпоса. Это легенда о злом царе демонов Рааване, похитившего жену бога Рамы Ситу. Взамен на её любовь он предлагает ей несметные богатства. Сита отказывается, появляется Рама и спасает любимую. Подданные царя утверждают, что Ситу, как побывавшую в плену демона, нужно испытать. Когда Сита проходит через семь огней, она доказывает свою чистоту и остаётся с Рамой. Задачей конкурсанта было представить некий синтез древней легенды и современного индийского кино.
    — Самая большая проблема состоит в том, как в пять конкурсных минут уложить всё, что я хочу сказать, — говорит Лина. — Ведь за лишние 15-20 секунд жюри снижает баллы. И мне всегда кажется, что что-то было упущено, не всё сказано. Но я убеждаюсь, что всё получилось, когда люди рассказывают, как сцена будто растворялась во время выступления и было ощущение полного погружения в события, разворачивающиеся на сцене!
    Разумеется, самый красочный пересказ бессилен перед чувственным восприятием, а именно на него рассчитан индийский танец.
    
    КАК СТАНОВЯТСЯ НИМФАМИ
    «Амрапали» заявили о себе как об оригинальном самобытном коллективе почти сразу после своего появления в 2000 году. Благодаря яркому выступлению в РУДН в 2001 году (девочки исполняли номер, сделанный Линой на патриотическую тему «Салют, Индия!») коллектив запомнился, и их активно стали приглашать на праздники и фестивали. К 2003 году Лина «созревает» до основной концепции своего коллектива: театрализованные постановки. Это глубоко продуманные образы, сценарий, который всегда развивает всего лишь одну, но вечную тему — любовь. Надо заметить, что среди известных профессиональных коллективов, исполняющих индийский танец, как «Амрапали», работают немногие.
    — В основном коллективы представляют очень красивые, грамотные танцы, — говорит Лина. — Они, безусловно, профессионалы. Но у многих нет собственно истории, которую они хотели бы рассказать в танце.
    А потом в коллективе появляется Прашант. Юноша был необходим Лине для исполнения мужских партий. Прашант учился в ТГМА, а когда окончил учебу и с красным дипломом уехал в Индию, эстафету – и в вузе, и в балете – принял его брат Майанк.
    Когда в сентябре объявляется очередной набор, желающих заняться танцем у Лины Гоел, большая часть, конечно, приходит как на финтесс, чтобы подтянуть фигуру, благо индийский танец этому вполне способствует. Тех, кто хочет танцевать серьезно, Лина видит почти сразу. У каждой девочки, по её словам, есть скрытый внутренний ресурс, который она берётся раскрыть и о котором они даже не догадываются. Но даже из способных девочек в шоу-балете остаются немногие.
    — Они приходят самые разные: пёстрые, стриженые, одетые и двигающиеся кто во что горазд, — говорит Лина. — Но потом они начинают неизбежно меняться, и это происходит без каких-либо моих рекомендаций. Меняется фигура, осанка, пластика, жестикуляция, манеры — они приобретают совершенно иной образ. Когда девчонки потом сравнивают себя новых с прежними, они хохочут!
    
    ИНДИАНКА ИЛИ РУССКАЯ?
    На вопросы о себе Лина отвечает неохотно, говорит, что в этом случае придётся «обнажаться», а это не в её характере. Идентифицирует себя большей частью с профессионалом, нежели с частным лицом, которое могло бы вызвать интерес широкой публики. Индийские танцы — это не просто профессиональное продолжение полюбившегося хобби. Индия появилась в жизни Лины достаточно рано, чтобы девочка могла понять, что это навсегда.
    — Кем же вы ощущаете себя больше: русской или индианкой?
    — У меня в жизни был период, когда я просто запуталась, кто я. Лет 10-15 назад я поняла, что перестала быть полностью русской, но и жить, как индианка, не могу. Для русской я слишком многого уже не могла себе позволить, а для индианки была недостаточно домашней.
    — Вы рано вышли замуж за индийца. Мысли остаться жить в Индии не было?
    — По индийским законам я должна была полностью принадлежать дому, мужу и детям (женщина в Индии не работает), несмотря на то что живу в России. В общем, я не была согласна принять такой образ жизни. Это был долгий и мучительный процесс, большая внутренняя борьба. И, в конце концов, я нашла для себя чёткую формулировку: я русская женщина, которая на профессиональном уровне преподаёт индийский танец.
    — И сейчас вы можете назвать себя счастливой женщиной?
    — Счастье оно многолико… Смотря какое понятие вы вкладываете в это слово. Обязательно у каждого есть то, в чем он ощущает свое умиротворение. Невозможно быть счастливой всегда и во всём! Часто для того, чтобы что-то получить, нужно обязательно что-то потерять. Может, в этом и есть само счастье, я не знаю…
    Как иногда затейливо жизнь обращается с нами. Лина говорит, что, по индийским поверьям, человеку даётся семь рождений. Бывает, что в одном из своих прошлых рождений человек был кем-то кто жил совсем другой жизнью, в другом месте, и в одном из следующих его непреодолимо манит туда. Может статься, что такая история приключилась и с Линой.
    
        
    НАША СПРАВКА
    Амрапали — королевская танцовщица, танцевавшая про дворе княжества Вайшали в Древней Индии около 500 до н. э. Имя ее состоит из сочетания двух слов: «Амра», то есть «манго», и «паллава», то есть «молодые листья или побеги».
    Холи — ежегодный индуистский фестиваль весны, из-за своей красочности известен так же, как фестиваль красок. В этот день все мажутся краской, танцуют, обнимаются и ходят друг к другу в гости.

 

Ольга КОЛОСКОВА

36 0
Лента новостей
Прокрутить вверх