Область на коне

08.04.2014, 12:23

Станет ли Михаил Тверской брендом России

В 2014-м исполнилось 20 лет Обществу Михаила Ярославича Тверского. О прошлом и настоящем «Караван» побеседовал с председателем общества, заслуженным артистом России Георгием ПОНОМАРЕВЫМ

 

КНЯЗЮ ВОЗДАЮТ СЛАВУ

 

В начале 90-х поиск духовной опоры в условиях идеологического слома приводил к истокам. Возникла группа «Возвращение», боровшаяся за переименование Калинина в Тверь: после достижения цели она сама стала историей.

Одновременно была создана группа «Бортенево»: тверские энтузиасты стали искать место битвы князя Михаила Тверского с войском Юрия Московского в 1317 году… В феврале 1994-го группа была преобразована в Общество Михаила Тверского.

Сейчас в Степуринском сельском поселении, в 38 км на юго-восток от Старицы, установлен памятный гранитный крест и воссоздана часовня Михаила Тверского. В областной столице на острове Памяти появился храм имени Михаила Ярославича, на Советской площади в 2008 году открыли памятник тверскому князю, а в Кашине – княгине Анне Кашинской. Сейчас общество поддерживает связи с городом-побратимом Твери Буденновском, где «воссияли останки нашего предка».

За особые заслуги по инициативе общества жители региона награждаются высшей наградой области – «Крест Михаила Тверского». Этой награды удостоены и несколько членов общества.

 

НЕДРУГИ КЛЕВЕЩУТ

 

Георгий Пономарев более 25 лет играет моноспектакль «Михаил Тверской». Когда беседа заходит о князе, он говорит с чувством и воодушевленно, как будто на сцене:

– Это пример величайшего нравственного подвига в истории человечества после Иисуса. Как правило, сотни тысяч рискуют жизнями ради первого лица государства, а он сделал наоборот: отдал свою жизнь за всех русичей.

Тем не менее находятся люди, которые пытаются дискредитировать деятельность Михаила Тверского.

– Какие у них аргументы?

– Утверждается, что в 1315 году Михаил Тверской сжег Торжок. Эта позиция основана на Житие Ефрема Новоторжского, но оно позднего происхождения – XVI века, а рассказывает о событиях XIV века. А потому доверия к этому источнику у медиевистов мало. Ни московские, ни новгородские летописцы, которые мимо такого факта точно не прошли бы, молчат. Это ставит под сомнение в принципе все обвинения, которыми оперируют некоторые историки и краеведы. Благодаря их стараниям от весьма образованных людей можно услышать: «Не говорите про Михаила Тверского! Это же чудовищно!» Более того, один из тверских историков, подтасовав факты, обвинил Михаила Тверского в клятвопреступлении. Я вскрыл это в докладе на одной из конференций в ТвГУ. Моя давняя задумка – сыграть в Торжке спектакль и вместе с моими коллегами, членами Совета общества Михаила Тверского, обсудить с жителями нашу древнюю историю.

– В Средневековье Москва и Тверь соперничали. Осталась ли эта борьба в прошлом?

– Когда я в первый раз играл спектакль в Москве, после спектакля на сцену вышел известный профессор Верещагин. Он сказал: «Мы, москвичи, должны повиниться за то страшное, что содеяли с Тверью и Михаилом Тверским». И действительно, сейчас все винятся в том, что содеяно в России в XX веке: бьют себя в грудь, разрывают рубахи… Почему бы тогда не сказать напрямую о Юрии Московском, выступившем с Ордой против Михаила Тверского, об Иване Калите, который сжег Тверь, увез вечевой колокол и все тверские летописи?.. Однако промосковские историки замалчивают эти факты. Более того, некоторые пишут, что это якобы Михаил Тверской напал на Юрия Московского. Жутковато становится, когда читаешь такое.

Одновременно в Буденновске, на Северном Кавказе Михаил Тверской – это самый почитаемый святой.

 

ИНГУШЕТИЯ ЖДЕТ МИХАИЛА

 

– В каких городах вы уже показали свой спектакль?

– Я играл и в Москве, и в Питере, и во Владимире. Особенная атмосфера была в Москве в музее имени Рублева, среди древних русских икон Рублева, Дионисия. Не могу сказать, что было много народу. Но, когда люди посмотрят спектакль, они меняются.

– Кроме Торжка, где, по-вашему мнению, мог он быть особенно актуален?

– Я думаю, было бы символичным привезти спектакль в Крым, думаю было бы уместным познакомить со спектаклем и личный состав подводной лодки, что носит имя Тверь.

– За плечами общества много достижений. Что впереди?

– Мне удалось определить место гибели Михаила Ярославича и написать исследование, которое высоко оценил известный историк Ингушетии, заслуженный деятель науки Нурдин Кодзоев, В «Житии тверского князя» говорится, что тело Михаила перевезли на телеге через речку Адежь. Сейчас эта речка в Ингушетии называется Ачалуки. В поселке Средние Ачалуки над речкой нависает балкон – в этом доме, оказалось, живет председатель Союза художников Ингушетии Мурат Полонкоев. Я зашел к нему, мы разговорились. Художник сказал: я слышал, что где-то здесь давно погиб русский князь… Об этом говорили и другие жители, но имени погибшего никто не знает. Сейчас сформирована группа, готовая обратиться к главе Ингушетии Евкурову, чтобы установить памятный знак Михаилу Тверскому. Нам нужна лишь финансовая поддержка.

– Как поменялся состав вашего общества за эти 20 лет?

– Есть костяк из 20-30 человек, которые нашли себе нишу в деле прославлении Михаила Ярославича. Нового притока сейчас, если честно, нет, и мы это осознаем. Члены общества стараются работать с молодежью, мы предлагаем ввести в школах месячник, посвященный Михаилу Тверскому: с 1 ноября, дня его рождения, по 5 декабря, день гибели. Мы были бы рады выступать перед школьниками.

– Если оглянуться назад, то проделана большая работа: от полного забвения – до славы по всей Тверской области. Имя Михаила стало тверским брендом…

– Мы хотели бы, чтоб его имя стало национальным брендом.

Дмитрий КОЧЕТКОВ

25 0
Лента новостей
Прокрутить вверх