В Твери прошел круглый стол по городской символике
4 апреля в библиотеке Горького прошел круглый стол по проблемам городской символики. Его организовали тверской филиал Российского государственного гуманитарного университета и культурно-просветительский фонд «НИКА». Что считается символом Твери? Нужно ли возвращать улицам старые названия? Стоит ли сносить памятники Ленину? «Караван» публикует основные реплики, прозвучавшие на встрече
«ТВЕРЬ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ДОБРОТОЙ И ЧИСТОТОЙ»
Владимир ЛАВРЕНОВ, ректор тверского филиала РГГУ, кандидат исторических наук:
– Многие города России имеют свои символы. Восстановленные, приобретенные – не важно! У Твери такого образа нет. Либо он разрушен и не восстановлен, либо воспринимается нецелостно. Попытка представить город в едином стиле была лишь при мэре Олеге Лебедеве, когда всюду висели лозунги: «Тверь – чистый город добрых людей». К сожалению, она не увенчалась успехом. Мы добротой не отличаемся и, собственно говоря, чистотой.
«НЕТ ГЕРОЕВ, КРОМЕ ТЕРРОРИСТОВ?»
Александр БОРИСОВ, доцент исторического факультета ТвГУ:
– В Твери много улиц, названных в честь недостойных, на мой взгляд, людей: Желябова, Софьи Перовской, Зинаиды Коноплянниковой, Володарского…
Зарубежные студенты, приезжавшие в ТвГУ, удивлялись, что столько улиц названы в честь террористов – врагов государства. «Неужели у вас нет других героев?» – спрашивали они. Я им отвечал просто: «Россия – родина терроризма».
«ПАМЯТНИК ЛЕНИНУ НАДО УВЕЗТИ В МЕДНОЕ»
Игорь КОРПУСОВ, преподаватель факультета географии и геоэкологии ТвГУ, действительный член Русского географического общества:
– За улицами, сохранившими старинное название, стоит уникальная история Твери. Раньше почти каждая улица приводила к храму. Город был так спланирован, что названия улиц себя оправдывали. Улица Воскресенская (ныне Коноплянниковой) заканчивается храмом Трех исповедников, улица Благоева (ранее Филиппоапостольский переулок) венчалась храмом. Это особая символика: если человек входил в город с севера, куда бы он ни направился, выходил к храму. Мы сейчас в Свободном, а ранее – Знаменском переулке. На месте библиотеки Горького стояла Знаменская церковь.
…Есть такое понятие, как архитектурная доминанта – сооружение, которое характеризует центр города, его символ. Этот центр организует пространство вокруг себя. Я задал вопрос своим студентам об архитектурных доминантах Москвы, Парижа и других городов. Они отвечали бойко, их взгляды были идентичны: Кремль, Эйфелева башня… Но когда дошло до Твери, единого мнения не было. Раньше таким центром был Спасо-Преображенский собор, сегодня как раз 79-я годовщина его взрыва… В нем сосредотачивалась история, там хранились мощи Михаила Тверского. С его потерей произошел распад целостности Твери.
Сейчас и в головах жителей, и в названиях улиц – полный винегрет. Створ улицы Трехсвятской (вернувшей свое прежнее название) венчается памятником Ленину и аналогичной площадью. На Соборной площади нет собора, зато есть памятник Калинину. Эта дикая ситуация отражает реальность – мешанину в народном сознании, где уживаются несовместимые вещи. Мы еще не разобрались, что для нас символ и центр. Ведь для кого-то Ленин – палач, а для кого-то чуть ли не Бог. Лично я считаю, что памятник Ленину стоит переместить в музей памятников в районе Медного и сделать там парк советского периода.
До СССР Тверь была в пять раз меньше. Память о советской истории останется там, где она и совершалась, и там есть памятники вождям революции и прочие монументы советской идеологии. Но центр Твери должен получить прежние названия. Если преобразовывать постепенно, то и денег на это уйдет не слишком много.
«РЫБА» БЫЛА СИМВОЛОМ ТРЕХСВЯТСКОЙ»
Павел ИВАНОВ, руководитель общественной организации «Тверские своды»:
– Есть топонимы, связанные с центром города, и микротопонимы, относящиеся к конкретному району и улице. Вагонники, Запретка, болото, 51-й магазин – все они относятся к границам Заволжского района времен моего детства. Подобные микротопонимы появляются и исчезают на протяжении жизни одного-двух поколений. Есть среди них и древние названия, например, Соминка, которое упоминалось еще в 1580 году.
Все, что уходит корнями в глубокую древность, позволяет рядовому горожанину делать город своим, уникальным и узнаваемым. Поиск микроназваний магазинчиков, закусочных, скверов оживляет город и позволяет сформировать его облик. К сожалению, у нынешних властей нет желания, чтобы эти названия как-то сохранять.
Пример – недавно снесенный магазин «Рыба». Это было культовое здание – символ Трехсвятской советского периода. «Рыба», в отличие от книжного «Лондона», была живой памятью. На месте «Рыбы появилась «Луна», но я не буду есть суши в «Луне», потому что мне дорога память «Рыбы».
Если мы не запомним эти названия, не расскажем о них своим детям и гостям – мы будем обитателями безликой улицы, которая находится неизвестно где. Городские микротопонимы канавок, лужаек, проулков, магазинов бесценны. От Средних веков у нас остались лишь Рыбаки да Соминка. Сохраним хотя бы топонимы нового времени.
«УЛИЦА ПЕРОВСКОЙ НЕ ДОЛЖНА СТАТЬ УЛИЦЕЙ WINDOWS»
Отец Александр ШАБАНОВ:
– Мы живем в эпоху постмодерна, где многие архитектурные концепции тесно граничат друг с другом. Постмодерн исходит из законов освоения культурного пространства, и мы с этими законами должны считаться. Переименование улиц должно осуществляться постепенно. Историческое название важно хотя бы для того, чтобы завтра улица Софьи Перовской не стала улицей Windows. Окружающее пространство должно быть сакрально читаемым: люди должны понимать суть мира, в котором они живут. Потому что Христос пришел не для того, чтобы изменить мир, а для того, чтобы придать ему смысл.
Павел КИРИЛЛОВ