«Такую ж…у встречаешь не часто»
Популярные блогеры Варламов и Кац оценили Тверь
Илья ВАРЛАМОВ и Максим КАЦ – модные блогеры и создатели сайта «Городские проекты». Они пишут о трамваях, переходах, светофорах и о том, как сделать города более удобными для жизни. Ироничные посты в духе «Плохой Омск» или «Плохая Пермь» набирают сотни комментариев. На прошлой неделе Варламов и Кац приехали, чтобы оценить Тверь. По Интернету гуляли фото двух лохматых молодых людей в трамвае и твит Варламова «Пытаюсь найти хоть что-то хорошее в Твери».
Варламов и Кац неуловимо похожи между собой, типичные хипстеры в джинсах, свитерах с горлом, айфонами и «зеркалками». Только у Каца прилизанное черное каре, а Варламов – кудрявый шатен. Встреча общественности с модными персонажами проходила в арт-клубе «Чайковский».
Публика собралась соответствующая. В основном молодежь, тверские хипстеры – подрастающая городская элита: Александр Блинов (координатор «Городских проектов» в Твери), Дарья Фейгина (ученица Марата Гельмана), Алексей Доманов (бизнесмен и революционер), Алексей Полухин («Все котята Твери»), Илья Чалов (интеллектуал и участник «Голоса») и другие. Самое часто звучащее слово – «пост», самая популярная одежда – джинсы, батники, яркие шарфы и клетчатые пиджаки. Многие юноши с бородами, которыми сейчас тоже в моде. Зрители слушали Варламова и Каца с большим уважением, спрашивали с некоторым заискиванием.
Почти в каждом вопросе сквозило ироничное отношение к Твери. Если тема касалась городской власти, в зале раздавалось нервное хихиканье:
– Эти проблемы должен решать ваш мэр!
– Да нет в Твери власти!
«Караван+Я» представляет основные мысли, прозвучавшие на встрече.
– В Твери острая проблема нелегальных парковок. По СНИПам они должны быть за 900 метров от дома, в Тверской области и вовсе за 1,5 км. Однако происходит самозахват территорий, все дворы заставлены машинами. Например, недавно в Южном автомобилисты пришли с бензопилой, спилили детскую площадку и установили на этом месте парковку.
– В Москве такой проблемы нет. Если машины паркуются на газонах, жители привлекают природоохранную прокуратуру. А если паркуются во дворе – значит, это всех устраивает. Если же нет – нужно объединиться по законам военного времени, а бабушек поставить на передовую. Есть много способов объяснить автомобилисту, что он не прав. Просто Твери не хватает общественной активности.
– Вы ознакомились с транспортной системой города. С чего следует начинать ее преобразование?
– С трамваев надо начинать. В Твери все для этого готово: надо просто на обычные ветки положить нормальные рельсы. Плюс вернуть рельсы в центр и на улицу Орджоникидзе. Трамвайную систему пора превращать в ЛРТ (городской легкорельсовый транспорт. – Прим. корр.). А ваши трамваи – разваливающиеся гробы на ржавых рельсах… Ощущение, что ездишь в шторм на лодке.
«В Твери все действительно очень плохо. Сплошные боль, унижение и безысходность. В Твери очень хорошо можно страдать. Куда ни брось взгляд – сразу становится грустно. Единственный свет в конце тоннеля – это вокзал, с которого на «Сапсане» можно через час оказаться в центре Москвы. Тверь – по-африкански дикий, разрушенный и грязный город. Такое впечатление, что лет 20 здесь не происходило ничего хорошего. Я много езжу по России, но такую жопу встречаешь не часто».
– Может, нам выписать сити-менеджера из Москвы?
– Вам нужно выписать сити-менеджера из Парижа… В России пока нет ни одной нормальной трамвайной системы. На ее модернизацию требуется 10-15 миллиардов рублей, причем деньги надо выбирать из федерального Минтранса. Там деньги есть, мне говорили.
– В Твери бюджет 5 млрд. Из них 1,5 млрд уходит на содержание чиновников. Как в этом случае себя вести общественным организациям? Например, по проблемам развития велоинфраструктуры прошел шикарный круглый стол. Но как доходит до дела – у властей нет денег. Велодорожки в Твери так и не появились.
– У меня для вас нет ответа. Нужно искать деньги там, где есть.
Реплика из зала:
– Тверь – безысходность.
– Тверь полна «визуального мусора». Идешь по городу – видно только аляповатую наружную рекламу, а не архитектуру. Как жителям бороться с несуразной «наружкой»?
– В Москве такая борьба идет успешно. Сравните, например, фото Пушкинской площади пять лет назад и сейчас: она полностью очищена от рекламы. В центре столицы вся «наружка» демонтирована. По основным улицам размещены стандарты вывесок. Работа с наружной рекламой должна быть прерогативой городских властей. Вообще, когда Собянин шел на пост мэра, он, наверное, нанял пиарщиков: скорее всего, иностранных. Они посоветовали ему, что сделать, чтобы тебя сразу запомнили. Типа убрать рекламу, отремонтировать детские площадки, сделать парк для хипстеров…
«…Здесь можно снимать кино про 90-е… депрессивные пейзажи нищеты и безнадеги. Старый раздолбанный трамвай, кажется, что сейчас в него зайдет Сергей Бодров-младший и состоится знаменитый диалог с кавказцем:
– Заплати штраф.
– Брат… не убивай, брат! Денги возми, все возми! Слюшай, не убивай, брат!.. Вот!
– Не брат ты мне, гнида черножопая.
Я серьезно, не так много городов осталось таких. Так как в Твери, кроме грязи и разрухи, ничего не осталось, можно смело делать это главной фишкой города».
– На ваш взгляд, по какому пути надо развиваться Твери?
– Тверь не катит как отдельный туристический центр, здесь нет точек притяжения. Но как промежуточный объект, расположенный между Москвой и Санкт-Петербургом, – вполне.
«…Вся грязь с газонов равномерно покрывает город. На фото этого не видно, но раньше здесь был бордюр. С годами пыль и земля создали вот такой пандус. Впервые вижу, как сама природа создает безбарьерную среду! Это же чудесно. Нужно просто 10 лет не чистить город, и никакие пандусы можно не делать…
…Так как количество говна, грязи и луж в Твери давно перешло все разумные границы, перед входом в любое уважающее себя заведение обязательно лежит деревянный поддон».
P.S. В посте Варламова (блогер zyalt) «Плохая Тверь» самым часто употребляемым словом было «ж…а». Последний раз в таком негативном ключе блогер-путешественник писал репортажи с Гаити и Сомали, так что Тверь попала в хорошую компанию.
Любовь КУКУШКИНА