Несколько слов о родителях Сергия Радонежского в честь 700-летия со дня его рождения
3 мая Россия довольно скромно отметила 700-летие со дня рождения своего величайшего святого, человека, которого поистине можно назвать духовным отцом русского народа, преподобного Сергия Радонежского. На Куликовскую битву, которую он благословил, шли москвичи, владимирцы, тверитяне. С поля Куликова возвращался один народ – русские. Сегодня на наших страницах о первых годах жизни преподобного Сергия и о роли его родителей, также причтенных к лику святых Кирилла и Марии, небогатых ростовских бояр, вынужденных из-за княжеских междоусобиц переселиться в подмосковный Радонеж, рассуждает известный тверской священник и публицист о. Александр ШАБАНОВ.
Давным-давно известна мудрость: «В рай обращены два окна: Семья и Церковь». Любые искривления в конструкциях как первого, так и второго окна ведут к трагедии. Еще известно, что никакого «христианского государства» в принципе быть не может. Христианской может стать только личность – союз личностей в браке – семье – и община – Церковь. В такой семье (общине) чудесным образом соединяются взаимная любовь супругов, детей, всяческих домочадцев, уют и дары Божией милости. Мир это видит, и это ему редко по вкусу.
В истории русского православия лучший пример такой «малой Церкви» – семья родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, святые Кирилл и Мария.
Двигаясь по канве самого раннего агиографического сочинения, посвященного преподобному Сергию, – «Житию», составленному, а точнее, мастерски написанному приблизительно в 1400 году его учеником Епифанием Премудрым, мы узнаем, что Кирилл и Мария были «угодниками Божьими, правдивыми перед Господом людьми и всякими добродетелями полны и украшены»; а также о том, что достохвальная чета… хорошо знала Священное Писание».
Семья Варфоломея, Стефана и младшего Петра была «благочестивой» и при этом совершенно обычной, человеческой, без всяких таинственных обетов, мистических откровений. Епифаний пишет: «Встретив рождение младенца, они (родители) позвали к себе родных и друзей, соседей и предались веселью, славя и благодаря Бога, давшего им такое дитя».
В постные дни мальчик отказывался от материнского молока. Мария не только «с прискорбием на это сетовала», но призывала Кирилла, и они с мужем «осматривали младенца со всех сторон и видели, что он не болен и что на нем нет явных и скрытых признаков болезни».
Епифаний подчеркивает: Кирилл хотя и из бояр, но земледельческим трудом не брезговал. Известно, что они были «страннолюбивы». Принимали всяческих «путников-богомольцев» и ко второй половине жизни сами стали «странниками», то есть переселенцами, или, как говорят сейчас, – беженцами. Что же произошло?
Борис Зайцев в своем эссе о преподобном (Париж, 1924 год) пишет: «Кирилл и Мария попали под двойной удар. С одной стороны жало государство (т.е. заставляло Кирилла проплачивать поездки ростовских князей Константина II Борисовича и Константина III Васильевича в Орду и вносить немалые денежные средства. – Авт.), то с другой стороны была напасть с москвичами Василием Кочевой и Миной: «Народ роптал, волновался, жаловался. Говорили… что Москва тиранствует… На старости Кирилл был разорен и вынужден был уходить из Ростовской области». В те же десятилетия Москва предаст святого Михаила Тверского и попустит разорить Тверь. «Собирание земли русской» проплачивалось русскими же жизнями и судьбами.
За всей этой «туманностью» Зайцева и вынужденным положением литературного прогиба Епифания перед набравшей силу Москвой и государственным авторитаризмом, в его обычно вероломном отношении к семье, скрыта реальная история принудительного исхода родителей преподобного.
«Радонежское переселение» семьи не что иное, как бегство, оставление родины ради сохранения семейной свободы и целостности очага. Подвиг, христианская добродетель Кирилла и Марии не в том, что они были «благочестивы», «страннолюбивы» и знали грамоту, а в том, что спасли своих детей от выжигающего дыхания того монстра, что готов семью считать «малой Церковью», но только в качестве «своей ячейки». Христиане могут быть благодарны родителям «игумена России» за то, что они, поддерживаемые Богом, спасли отрока Варфоломея для Церкви и страны. Их «переселение» напоминает бегство Святого Семейства в Египет от иродовой ненависти.
«Мы желаем мира, но не сдадимся» – определяющее чувство христианских супругов, когда они вынуждены защищать детей и свою автономность.
Иноческий выбор родителей святого Сергия представляет особый интерес. Исследователи просто сообщают: «…был тогда в Хотьково смешанный монастырь, где и стали монахами Кирилл и Мария». Были, конечно, и другие обители, но хотьковский монастырь XIV века своим устроением напоминает средневековые кельтские монастыри Ирландии. Во-первых, по своей практике смешанных (там жили и мужчины, и женщины. – Прим. ред.) общежительных общин, а во-вторых, по тому обстоятельству, что имена при иноческом постриге, если они изначально были христианские, оставались неизменными. До последних дней, а скончались супруги почти одновременно, они могли видеться, молиться за своих детей, сопереживать друг другу и уже без трепета смотреть в будущее. Их долг христианских родителей был исполнен.
С XIV века Кирилла и Марию почитали, и паломники, исполняя завет преподобного Сергия, прежде чем идти к нему в лавру, посещали Хотьково, где в Покровском соборе покоились мощи святой четы. В 1981 они были прославлены в соборе Радонежских святых, а 3 апреля 1992-го, в год празднования 600-летия со дня кончины преподобного Сергия, состоялось их общецерковное прославление. Два окна в их доме были распахнуты в сторону рая.
КСТАТИ
6–11 июня пройдет велопробег «Святая Русь» во имя преподобного Сергия Радонежского.
Среди организаторов – Запорожская епархия Украинской православной церкви, клуб путешественников «Апостол» и клуб «ВелоТверь».
Маршрут велопробега: Ростов Великий – Кострома – Нерехта – Иваново – Суздаль —Владимир – Киржач – Фряново – Радонеж – Хотьково – Сергиев Посад. (Подробнее – в группе «ВКонтакте» «Велопробег «Святая Русь»).