Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

«Выбор регистратора – это как заключение брака»

13.05.2014, 11:34

Акционерные общества призывают не затягивать передачу своих реестров регистраторам

22 мая в Горьковской библиотеке состоится бесплатный семинар по актуальным вопросам ведения реестров. Мы поговорили с организатором семинара – директором тверского филиала ОАО «Реестр» Сергеем НАВРОЦКИМ

 

«МЫ ВЫБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ…»

 

– Сергей Дмитриевич, поясните, пожалуйста, почему в последнее время в Интернете и в прессе возросло количество материалов, посвященных ведению реестров акционерных обществ?

– Объяснение простое: федеральный закон №142–ФЗ от 02 июля 2013 года обязывает каждое акционерное общество, самостоятельно ведущее свой реестр, в срок до 1 октября 2014 года передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, т.е. специализированному регистратору.

В связи с этим многие регистраторы активизировали работу по привлечению акционерных обществ (далее АО) на обслуживание, что, собственно, и объясняет подмеченное вами «оживление» в СМИ.

Мы не являемся в этом вопросе исключением, но, в отличие от многих, предпочитаем общаться непосредственно со своей целевой аудиторией, поэтому помимо публикации статей в специальных журналах, таких, например, как «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления», в Твери мы еще и регулярно с 1998 года не реже двух раз в год проводим консультационные семинары и персональные консультации. При этом уже стало доброй традицией участие в наших семинарах представителей ФСФР РФ, а теперь ЦБ РФ, позволяющее доносить информацию из первых рук и давать ответы на самые волнующие вопросы. Вот и 22 мая, буквально через несколько дней, мы будем проводить в библиотеке им. Горького уже второй в этом году семинар (бесплатный) по ряду актуальных вопросов, в том числе и по 142–ФЗ. Если это вам интересно, если вы ищете своего регистратора, пожалуйста, приходите к 10.00. Общение должно получиться интересным: не только потому, что корпоративная культура наших слушателей сегодня находится на достаточно высоком уровне, но и потому, что руководители обществ, до сих пор самостоятельно ведущих свои реестры и не поддавшиеся обаянию ни одного из регистраторов, относятся, как правило, к категории умных, осторожных, доверяющих только себе людей, умеющих задавать трудные вопросы (а мы любим такие вопросы!), отвечая на которые сам начинаешь что–то понимать.

– Получается, что сейчас для АО, самостоятельно ведущего реестр, первоочередной задачей является выбор регистратора?

– Вы читаете мои мысли! Помните вечное: «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…» Действительно, чтобы передать реестр, сначала нужно выбрать, кому. А чтобы выбирать, нужно сформулировать критерии выбора. А это задача отнюдь не тривиальная, многофакторная, неоднозначная и т.д. Как вы понимаете, сложность этой задачи можно описывать до бесконечности, но выбор необходимо сделать до 1 октября с запасом хотя бы в 1 месяц. Собственно, вся наша жизнь состоит из нескончаемой череды выборов чего–то или кого–то: работы, банка, жены (мужа) и т.д. Судя по количеству разводов, далеко не все умеют выбирать. А выбор регистратора – это как заключение брака: всерьез и надолго, поэтому, чтобы не ошибиться, приходите к нам по адресу: Тверь, бульвар Радищева, д. 4, офис 3, и мы поможем вам выбрать классного регистратора.

– Может быть, вы дадите несколько советов по этому вопросу?

– Вы своим вопросом вынуждаете меня сделать определенный нравственный выбор в условиях конфликта интересов… Дело в том, что я – регистратор, должен рассказывать, как выбирать регистратора, т.е. меня. Однако, давая характеристику регистратору ОАО «Реестр», буду неумолимо строг, предельно объективен, корректен, самокритичен и делать поправку никому не потребуется. При этом читатели увидят, какие критерии можно применять при оценке регистратора и что–то смогут взять в свой арсенал выборщика.

Итак, несколько общих рекомендаций.

1. Возраст регистратора. ОАО «Реестр» появился на свет в 1993-м, а Тверской филиал (далее ТФ ОАО «Реестр») в 1998 году. Возраст регистратора, на мой взгляд, является очень важной характеристикой, потому что успешное развитие в условиях кризисов, дефолтов, путчей, революций (одна из которых была сексуальной), безусловно, свидетельствует об умелом управлении компанией вот уже на протяжении более 20 лет, в то время как «иных уж нет, а те далече».

2. Место в рейтинге ПАРТАД. Это универсальный критерий (как рейтинг банка, к примеру), поскольку он составляется профессионалами некоммерческой организации и учитывает ряд важных параметров, которые неспециалистам ни о чем не говорят. Поэтому высокое место в рейтинге (первая пятерка или десятка, например) обобщенно свидетельствует о высоком качестве регистратора (это как Знак качества в СССР, помните?). Мне же, как человеку с врожденным чувством скромности, не придется, преодолевая себя, много говорить о достоинствах родной компании, поскольку гораздо убедительнее об этом свидетельствуют первые места ОАО «Реестр» в рейтингах ПАРТАД последних лет.

– Сергей Дмитриевич, то, о чем вы сейчас сказали, – общеизвестно. А не могли бы вы рассказать о критериях, о которых практически нигде не пишут, но которые имеют большое значение при выборе регистратора?

– Я могу в очередной раз, отодвигая свою скромность, предложить еще десятка два хорошо известных количественных критериев, по которым ОАО «Реестр» так же относится к числу лучших регистраторов, но это не будет иметь большого значения, если эти качества будут проявляться вдалеке от Твери. В Тверском же регионе нет собственных регистраторов, ближайшие располагаются в Москве (в том числе и ОАО «Реестр»). И вот отсюда следует первая часть того самого критерия. Это …

3. Наличие у регистратора филиала в регионе, где располагается АО. В наших условиях наличие филиала регистратора выдвигается в число приоритетных критериев. В Твери существует четыре филиала различных регистраторов, включая и ОАО «Реестр», поэтому выбор регистратора во многом сводится к выбору филиала, а вот здесь уже есть своя специфика, поскольку само по себе наличие филиала еще мало о чем говорит. Отсюда вытекает вторая часть критерия…

4. Число клиентов на обслуживании филиала, их состав и характеристика. Это крайне важные параметры, потому что они во многом определяют финансовое благополучие филиала, а значит, и его сотрудников. Я все больше склоняюсь к мысли, что сотрудник регистратора, имеющий дело с «дорогой, если не бесценной» конфиденциальной информацией, не должен жить в режиме «от получки до получки», а текучка среди персонала регистратора должна обеспечиваться выходом на пенсию или в декретный отпуск, если уж не удается эти два приятных процесса совместить. А теперь я окончательно растопчу свою врожденную скромность и приведу некоторые данные о ТФ ОАО «Реестр», которые могут послужить относительными ориентирами в таком многотрудном деле, как выбор регистратора.

По последним данным, ТФ ОАО «Реестр» ведет реестры 157 акционерных обществ различной отраслевой принадлежности с числом акционеров от 1 до 25000, что позволяет выплачивать пяти сотрудникам филиала (все без исключения имеют соответствующие квалификационные аттестаты) зарплату, превышающую среднюю по Твери, и обеспечивать материально–техническое состояние филиала на высоком уровне, и это все при полном отсутствии текучести кадров.

– Сергей Дмитриевич, а как обстоят дела в тверских филиалах других регистраторов?

– Мое врожденное чувство корпоративной этики не приемлет подобных вопросов. Тем не менее ответ я дам в форме совета: если вы хотите узнать о положении дел того или иного филиала, придите в этот филиал и все изучите на месте, используя в том числе и мои рекомендации. Пользуясь случаем, приглашаю всех заинтересованных лиц в гости в ТФ ОАО «Реестр».

– Сергей Дмитриевич, а что еще может делать филиал регистратора?

– Вы сейчас назвали еще один очень интересный критерий выбора регистратора, который несет в себе много информации о регистраторе. Например, финансово неблагополучный филиал занимается выживанием, при этом его сотрудникам приходится практиковать всякие приработки, далекие от регистраторской деятельности, что резко отрицательно сказывается на их основной деятельности и неуклонно ведет к снижению уровня их квалификации. А вот финансово успешный филиал может себе позволить заниматься консалтингом, что в свою очередь приводит к диаметрально противоположному результату: росту квалификации, расширению кругозора, развитию стратегического мышления сотрудников. Если говорить о ТФ ОАО «Реестр», то мы занимаемся решением любых задач или проблем в области корпоративных отношений: это подготовка и проведение общих собраний акционеров, сопровождение эмиссий ценных бумаг и приобретение крупных пакетов акций с выходом на принудительный выкуп, разработка уставов и многое другое. При этом если какую–либо проблему мы не можем разрешить своими силами, то нам всегда оказывает помощь наш головной офис в Москве.

 

«ГЛАВНОЕ – ВВЯЗАТЬСЯ В ДРАКУ»

 

– Ну вот с выбором регистратора мы в первом приближении разобрались, а что дальше делать, как реестр передать?

– Я едва поспеваю за ходом вашей мысли и, наверное, вас сейчас разочарую, поскольку считаю бесполезным рассказывать о сложном и достаточно продолжительном процессе передачи системы ведения реестра от АО регистратору в рамках газетной статьи. Разумнее обсудить наиболее характерные заблуждения АО, связанные с этим действием, и дать полезные советы, ведь мы всегда были страной советов, не правда ли?

– Сергей Дмитриевич, может быть, вы тогда просто опишите алгоритм основных действий?

– Алгоритм, о котором вы меня спросили, жестко прописан в нормативных документах и нет необходимости переписывать его здесь. Но в любом случае работа по передаче реестра начинается с прихода к выбранному регистратору, где представитель АО получит список документов, необходимых для передачи реестра с подробными комментариями и консультациями. Затем, в ходе второй встречи, от АО регистратору поступают необходимые документы согласно списку. И вот тут–то как раз все и начинается… В результате экспертизы документов выясняются самые невероятные обстоятельства: и нарушения, и ошибки вплоть до отсутствия государственной регистрации выпуска акций или несоответствия уставного капитала, прописанного в уставе АО, его фактическому значению, т.е. все то, что делает передачу реестра невозможной. Статистика подобных случаев ужасна, лишь одно из десяти АО предоставляет нам документы в более или менее нормальном состоянии. А в девяти случаях из десяти требуется проводить специальную работу по приведению документов в соответствие действующим требованиям, вплоть до восстановления реестра, регистрационного журнала и т.д. Иногда такая работа превращается в настоящее творчество с изобретением своих ноу–хау и занимает до 5–6 месяцев…

Отсюда следует очень важный вывод: передачу реестра нужно начинать если не немедленно, то хотя бы как можно раньше, потому что заранее неизвестно, в каком состоянии находится реестр и сколько потребуется времени для его подготовки к передаче регистратору. Даже если все в порядке (регистратор проводил экспертизу), все равно нужно спешить, так как в новых правилах передачи реестра появились несколько трудоемких операций, например, подготовка списков нулевых счетов (счетов, на которых когда–то учитывались акции), начиная с момента рождения АО, требующих больших затрат времени. В этом вопросе я придерживаюсь тактики Ленина: главное – ввязаться в драку, а в нашем случае – в передачу реестра, все остальное потом.

– Сергей Дмитриевич, а что будет, если АО не успеет к 1 октября с.г. передать свой реестр?

– Вы не представляете, какой «дорогой» задали вопрос. Согласно ст. 15.22 КоАП штраф за самостоятельное ведение реестра с 1 октября с.г. на АО составит от 700 000 до 1 000 000 рублей (и на должностное лицо эмитента, которым является Единоличный исполнительный орган, от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет). Печально, но в этом случае затраты АО на специализированного регистратора, который мог бы вести реестр, будут несопоставимы.

– Сергей Дмитриевич, может быть, вы в завершение нашего интервью выскажете АО какие–нибудь пожелания?

– У меня два пожелания: во–первых, акционерные общества – не затягивайте передачу своих реестров регистраторам; и, во–вторых, не стесняйтесь по вопросам ведения реестра обращаться в ТФ ОАО «Реестр», где вас как минимум бесплатно проконсультируют.

 



Мы по–прежнему располагаемся по адресу:

Тверь, б–р Радищева, д. 4, офис 3, и связаться с нами можно по

Тел.: (4822) 33-94-01, 33-95-10;

e–mail: tver@aoreestr.ru;

Интернет: www.aoreestr.ru.

На правах рекламы

Ирина СМИРНОВА

191 0
Лента новостей