Мужчин волнует лишь бензин?

13.05.2014, 11:43

Короли бензоколонок

Почему растут цены на топливо в Тверской области

 

Каждый год цены на бензин незаметно повышаются на 1-2 рубля. С начала 2000-х разница составляет порядка 22 рублей за литр. В 1999-м цена за 92-й бензин составляла 8 рублей, 95-й – 10 рублей, а дизельное топливо стоило и вовсе 7 рублей. Сегодня эти виды нефтяного топлива стоят в среднем 30, 33 и 33 рубля соответственно. Почему это происходит?

 

Многие соотносят такой рост цен с зависимостью от курса валют, с мировыми ценами на нефть, с ежегодным ростом инфляции, с ростом акцизов и прочих налогов. Не обошлось тут и без борьбы между Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и крупнейшими монополистами на рынке топлива: компаниями «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть».

Сначала рассмотрим, из чего формируется цена на бензин. В широком плане структура цены на бензин на 23% состоит из прибыли, на 28% из себестоимости и на 49% из налогов различного рода. Себестоимость в свою очередь делится на добычу (9,5%), транспортировку (1,2%), переработку (6%) и расходы на розницу (11%).

Налоги включают в себя налог на прибыль (4,8%), НДС (15,3%), акциз (12%) и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых (17%).

Очевидно, что львиную долю денег от продажи бензина и других нефтепродуктов получает государство в виде налогов, а также в виде дивидендов – как владелец контрольного пакета акций.

Другая сторона медали заключается в том, что из-за дефицита бюджета и сырьевой зависимости нашей экономики государство поднимает цены на акцизы, повышает прочие налоги и тем самым снижает долю прибыли в общей выручке для частных структур. Но и частные структуры в виде нефтеперерабатывающих заводов и заправок, в свою очередь, не хотят нести бремя дырявого госбюджета и перекладывают ответственность на граждан. Вот так по цепочке растет цена на нефтепродукты и утягивает денежные средства из кошельков простых автомобилистов. Периодически государство пытается регулировать эти цены с помощью ФАС, сдерживая нефтяников в ценовых аппетитах, и те теряют в прибыли еще больше, компенсируя свои издержки экспортом, а именно мировым ростом цен на нефть. Как бы ни билось ФАС, снизить или заморозить цены на бензин и прочие нефтепродукты не получится до тех пор, пока не снизится бремя налогов и не появятся хоть малейшие зачатки рынка в этой отрасли – речь идет в первую очередь о конкуренции.

«Караван» решил спросить мнения у тверских экспертов, работающих в нефтяной отрасли и знающих о проблеме изнутри.

 

«НА НЕФТЯНОЙ РЫНОК ВЫХОДЯТ БЕЛОРУСЫ»

 

Виталий Девятов, управляющий АЗС «Iunic»:

– ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компания – Прим. ред.): «Газпром», «ТНК», «ТАД – нефть», «Роснефть», «Лукойл» – диктуют свои цены. Если раньше цены поднимал только «Газпром» и «Лукойл», то сейчас все остальные решили подравнивать цены под них. Это в масштабах России.

Что касается конкретного города, то все зависит от закупочных цен на нефтебазах и стоимости транспортировки топлива. Почему на одних заправках района чуть дороже, а на других чуть дешевле? Все складывается из этих параметров, а также из стоимости дополнительных услуг: автомойка, заправщики, кафе – везде идет накрутка, так как надо платить зарплату и содержать помещения. Расходы на рекламу также закладываются в конечную стоимость топлива. Не так давно поднялись цены на акцизы, потому что белорусы хотят продавать бензин по ценам ниже европейских. При этом нефть они будут брать в Словакии. По расчетам, стоимость их переработки обойдется дешевле на 1000 – 2000 рублей за тонну бензина, чем у нас.

 

«ЦЕНЫ РАСТУТ ДАЖЕ ИЗ-ЗА «САПСАНА»

 

Александр Клиновский, генеральный директор ООО «Сбытовое объединение «Тверьнефтепродукт»:

– Как такового повышения нет, все идет в основном в рамках инфляции, по 10, 20 копеек. Бывают случаи повышения цен на бензин, не связанные с экономикой. Например, в Тверской области из-за движения поездов «Сапсан» поменялось расписание и маршрут движения товарных поездов. Вместо 400 км состав идет в объезд и делает крюк около 900 км, а это, сами понимаете, повышение стоимости доставки.

Прошла индексация на коммунальные платежи, электричество, тепло и прочее. Электричество – существенная доля расходов, заправки, как правило, очень ярко освещены.

За счет развитого механизма биржевой торговли в России стоимость бензина не меняется от курса доллара, зато она меняется от повышения акцизов. Вырос акциз на 1000 рублей за тонну – значит, за один литр, с учетом плотности, бензин подорожает на 70 копеек.

В Тверской области проходит повышение кадастровой стоимости земельных участков, соответственно, вырастает налог на землю. С одной стороны, это хорошо для региона – в бюджет пойдут деньги. С другой стороны, кто будет за это платить, кроме нас с вами? Цены на бензин растут и в связи с весенне-летним сезоном: число автомобилистов увеличивается, растет потребность в бензине и, как следствие, его цена.

 

«НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ ДЕЛАЮТ ПОБЛАЖКИ»

 

Сергей Семенов, доцент кафедры менеджмента ТвГТУ:

– Общая тенденция к подорожанию бензина – это инфляция в стране, но и она не является определяющим фактором. Здесь могут вмешаться и курс доллара, и Олимпиада, и политика. Факторов очень много, и предугадать все изменения сложно. По сути, это сеть, которую нельзя распутать. В России экономика не рыночная, за ценами никто особенно не следит, и монополисты на фоне общего подорожания товаров накручивают цены на бензин, чтобы повысить маржинальную прибыль и под шумок заработать. Весь нефтяной сегмент действует по очевидному сговору.

Отрасль является ключевой для всей экономики России, поэтому ей даны послабления и фактически предоставлено самоуправство. Вся наша страна зависит от мировых цен на нефть и газ, пока они высокие – у нас все в порядке. Как только их понизят – начнутся катастрофические события, схожие с развалом СССР.

Павел КИРИЛЛОВ

25 0
Лента новостей
Прокрутить вверх