Как Тверь решает проблему дворовых парковок
Стихийные парковки стали бичом Твери: сегодня за придомовую территорию ведутся настоящие войны. Многие жильцы объединяются и устраивают парковки во дворах, по периметру насыпая гальку и вешая цепочку с замком. Припарковался в чужом дворе – машину исцарапают отверткой, а то и вовсе снимут колеса, как недавно за церковью Рождества Христова на Рыбаках у «Мазды» 626. В иных дворах, чтобы «пристроить» машины, сносят детские площадки и срубают деревья.
Насколько законны дворовые парковки? И можно ли с их помощью решить транспортные проблемы Твери? «Караван» разбирался в ситуации
ЮЖНЫЙ: СТАВИМ НА ГАЗОНЕ
В микрорайоне Южный яблоку негде упасть. Остаются свободными лишь асфальтированные улицы, причем настолько, чтобы мог проехать один автомобиль. Тупики заставлены машинами в два ряда. На лавочке перед домом №41 по улице Можайского сидят пенсионерки и развлекают себя незатейливыми разговорами.
– Во дворах много машин, а что поделаешь, надо же их куда-то ставить. Вон мой сын тоже вчера машину купил, – выражает мнение большинства одна из женщин.
Возле дома №46 газон перед подъездами наспех засыпан песком и щебнем.
– Мы решили так сделать вместе со всеми жильцами дома. Машины реально некуда ставить, мест на платных стоянках нет. Есть пустырь за домом, но, чтобы сделать стоянку там, не хватает денег. По-хорошему, там нужно делать площадку с освещением, – делится своим мнением водитель «Хендая».
Проезжаем чуть дальше к дому №72 по улице Можайского. Ситуация такая же – кругом автомобили. Несколько мужчин встали в круг после трудового дня, чтобы поговорить о политике, машинах и женщинах.
– Мы бы и рады ставить машины не под деревьями, а на платной стоянке, только там нет места. Жильцы у нас тоже не особо инициативные – давно бы собрались и сделали бы за домом на болотистом пустыре парковку, ведь это территория дома. Говорить об этом горазды, а как доходит до реальных дел и денежных взносов – все сразу растворяются, – возмущается водитель «газели» Михаил.
Недалеко от этих домов стоят две платные парковки. Абонемент на месяц стоит порядка 2000 рублей, но мест там почти нет. Один из охранников – седой мужчина в очках – считает, что для кого-то и 2000 – деньги и что надо строить именно государственные парковки: там цены будут ниже и мест будет больше:
– А что могут эти частники, вон их и так немного, распустили щупальцы при Зеленине, а людям машины негде ставить.
ЗАКОН: ШТРАФ – 3000 РУБЛЕЙ
В соответствии с пунктом 15.31. Кодекса благоустройства города Твери от 24.04.2001 №56, «организация работ по размещению парковок в пределах домовой территории осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с нормами земельного, жилищного и градостроительного законодательства».
Это значит, что автолюбитель должен согласовать свое парковочное место как минимум с ТСЖ, а затем и с архитектором района. Согласно статье 36 ЖК РФ, собственникам помещений в МКД принадлежит вся придомовая территория, в том числе с элементами озеленения и благоустройства. Ограничивать кого-либо владелец автомобиля может опять же с разрешения общего собрания собственников квартир, иначе он нарушит 2-ю часть 44-й статьи Жилищного кодекса.
По закону парковка на газонах, тротуарах и перекрестках запрещена даже во дворе собственного дома. КОАП в этом плане жесток и грозит рублем. Если в вашем доме завелся человек, не поддающийся уговорам вас лично и ТСЖ, можно смело сносить его заграждения (если они есть) либо обращаться в УК или администрацию района города с коллективной жалобой. При этом необходимо сделать фото автомобиля нарушителя. В отделе благоустройства Московского района города Твери подтвердили свое участие в этой процедуре:
– Обращаться нужно с письменным заявлением с подписями жильцов в администрацию района города, приложить фотографии. Бывают случаи, что нас вызывают. Сотрудники походят час-другой по двору – там ни машины нарушителя, ни свидетелей – так и уезжаем ни с чем.
Администрация на основании статьи 34 закона Тверской области от 14.07.2003 №46-ЗО «Об административных правонарушениях» за размещение транспортных средств, в том числе разукомплектованных, на детских и спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями, вне парковочных карманов и вне иных мест, специально выделенных для парковки, может наложить штраф на граждан в размерах от 1500 до 3000 рублей, на должностных лиц – от 2500 рублей; на юридических лиц – от 15000 до 30000 рублей.
Ну а если дело дошло до отверток, кирпичей и угроз, стоит обратиться в полицию.
Теоретически неправильно припаркованный автомобиль, скажем, на бордюре, могут эвакуировать на штрафстоянку сотрудники ГИБДД. Были случаи, когда машины из дворов вывозили на эвакуаторе, но это были единичные акции, видимо, полицейские добивали план по программе эвакуации неправильно запаркованных авто.
– Раньше были рейды совместно с экологической инспекцией, их протокол подкреплялся нашим, – комментируют ситуацию в ГИБДД. – Сейчас борьба с нарушителями парковок ведется в тех местах, где стоят знаки и нарисованы зебры – на центральных улицах Твери. Мы может привлечь только три эвакуатора – это 20–30 машин в сутки. Чтобы «расчищать» дворы, у нас нет ни времени, ни широких полномочий.
«МЕЖДУ ДОМАМИ НАЧНУТСЯ РАЗБОРКИ»
– Раньше на этом месте стояли столик и две лавочки, валялись пустые бутылки и банки. Под вечер здесь собиралась пьяная молодежь и не давала уснуть жильцам до глубокой ночи. На собрании ТСЖ мы решили сделать на этом месте парковку. Земля у нас в собственности, мы заготовили бюллетени из четырех граф напротив каждой квартиры: «за», «против», «воздержался», кому нужно место на парковке. Затем результаты выносили на общее собрание. И так как большинство было за, то приступили к строительству стоянки. А дальше дело техники: нанимали каток, самосвалы с гравием – все на наши средства, – Сергей, житель дома №87 по улице Можайского, показывает аккуратную стоянку.
Напротив стоянки только что построенный дом еще без номера. Он населен меньше чем на 10%, однако предусмотренная планом парковка уже забита машинами.
– Это жильцы из других домов. Когда дом будет заселен хотя бы на 50%, то начнутся разборки, – размышляет Сергей. – Скорее всего, новоселы отгородят придомовую парковку шлагбаумом.
«ГОРОДСКИЕ ПРОЕКТЫ»: НУЖНЫ ПЛАТНЫЕ ПАРКОВКИ
– Дворы должны быть местом, где жители приятно проводят время, где установлены детские и спортивные площадки. Летом там можно играть в настольный теннис или отдыхать на лавочке с ноутбуком, зимой лепить снежную бабу или кататься с горки, – рассуждает Александр Блинов, менеджер общественной организации «Городские проекты», соратник Ильи Варламова и Максима Каца. – Вместо этого 10 владельцев автомобилей просто занимают территорию, принадлежащую всем жильцам. Летом на улицах очень грязно. Даже если регулярно мыть проезжую часть, через пару часов пыль снова кружится в воздухе: незаконно паркуясь на газонах, автомобилисты разносят грязь по всему городу. Очевидно, что мы все хотим жить в гуманитарно ориентированном городе с нормальными дворами, где есть газон и функциональные зоны для всех возрастов. Но наши дворы, а за ними следом и районы будут оставаться типично-советскими, серыми и неинтересными. Спальный район, выполняющий чисто хозяйственную функцию, где человек только спит и ест, не может являться привлекательным для людей. Поэтому, в случае с незаконными парковками, нужно бороться с нарушителями – обращаться в администрацию, создать «парковочную полицию». Неплохой способ – войти в муниципальную программу по благоустройству. Для этого нужно написать письмо в администрацию, а также своему депутату. Таким образом, можно облагородить свой двор за счет городского бюджета.
Репрессиями делу не поможешь. Единственным действенным шагом в борьбе за зеленые газоны, по мнению Александра, станет строительство платных парковок:
– Тверь для решения транспортных проблем обязана ввести платную парковку! То, что для небольших европейских городов (Роттердама, Тулузы, Дрездена) стало нормой, – должно стать стандартом и для Твери. В Европе не паркуют свой автомобиль на газоне, провозглашая: «будем соблюдать правила, лишь когда городские власти построят достаточное количество парковок». Не существует достаточного количества парковок в условиях неконтролируемого спроса! Чем больше парковок, тем больше людей начинают ими пользоваться, и вчерашний пассажир общественного транспорта пересядет на автомобиль. Не думаете же вы, что если вы завтра купите слона, государство будет обязано обеспечить место для него во дворе и возле работы?
Павел КИРИЛЛОВ