Почему умирает Весьегонский район
Первые лица страны призывают россиян отказаться от отдыха в Европе и прочей загранице: мол, в нынешней политической ситуации это непатриотично. Что и говорить, рациональное зерно в таких воззваниях присутствует: у нас в стране тоже много поистине райских уголков. Взять хотя бы Тверскую область – Селигер, исток Волги, озеро Волго. Вот мы и решили проверить, как получится отдохнуть у тех, кто откликнется на означенный призыв. И отправились… нет, не в «раскрученные» места, где по определению все хорошо, а на Рыбинское водохранилище – в Весьегонск
…Дорога кончилась сразу же, как только мы пересекли границу Краснохолмского и Весьегонского районов. Ощущение такое, что здесь работают диверсионные группы непонятной принадлежности – ямы и выбоины на каждом шагу. Тот, кто не в курсе местных дорожных каверз, – вполне может убить подвеску или «потерять» колесо. Или получить в лобовое стекло камнями, летящими из-под колес идущего впереди автомобиля. Впрочем, и тот, кто в курсе, – тоже не застрахован… Едешь и думаешь: уж лучше бы здесь была грунтовка. И плевать, что двигаться в таком случае придется с черепашьей скоростью – безопасность важнее.
ФИНАНСОВЫЙ ТУПИК
Наконец добрались до Весьегонска. Следуя указателям, едем в отель «Александровский причал». На подъезде к отелю, перед мостиком, дорожная табличка с многозначительным текстом: «Финансовый тупик». Столь нестандартное приветствие вызывает улыбку и настраивает на позитив – с деньгами надо расставаться легко и весело. Однако после разговора с владельцем отеля Александром Веселовым выяснилось, что юмором здесь и не пахнет.
– По моей собственной статистике, за последние четыре года количество гостей снизилось на 70 процентов, – рассказывает Александр Дмитриевич. – Только вдумайтесь – не на 30, не на 50, а на 70! Спросите почему? Гости отказываются ехать ко мне из-за дороги, они не хотят «убивать» свои машины. Мои посетители – в основном люди с хорошим достатком, соответственно, и авто у них не самые дешевые. Да что говорить – постоянные клиенты звонят мне и спрашивают, отремонтирована дорога или нет. Когда я говорю им, что нет, – они извиняются… и едут отдыхать в другое место. Да, в случае чего страховая компания возместит ущерб, но кому нужны эти проблемы? Проще выбрать иной маршрут. Если честно – я уже всерьез думаю о том, чтобы продать свое хозяйство. Пока не будет дороги – туристический бизнес здесь не имеет перспектив. А когда она будет – неизвестно, до сих пор слышны только обещания.
Раньше в Весьегонске пекли хлеб, делали консервы и колбасы, заготавливали лес. Сегодня в городе из промышленных предприятий функционируют только винзавод да несколько лесопилок. Оборотистые весьегонцы давно трудятся в Москве, менее шустрые – пытаются выжить на 7-8 тысяч рублей (такова РЕАЛЬНАЯ средняя зарплата в районе). Многие и вовсе перебиваются случайными заработками. Одним словом, невеселая картинка.
Можно сколь угодно ностальгировать по прошлому, но давайте посмотрим правде в глаза: сейчас район может выжить только за счет туризма. Да-да, именно за счет тех самых «проклятых москвичей», которые будут приезжать сюда на охоту и рыбалку. Которые будут оставлять деньги в местных отелях, ресторанах, магазинах. Спрос «родит» предложение – и туристическая инфраструктура начнет развиваться, предоставляя горожанам рабочие места. Вырастут налоговые поступления в бюджет… Впрочем, ничего этого не произойдет, пока не отремонтируют дорогу. А когда ее отремонтируют (и отремонтируют ли вообще) – непонятно. Вот и все.
Александр Веселов – не единственный, кто бьется как рыба об лед, пытаясь развивать туризм в Весьегонском районе. Мы посетили и другие гостиницы города – «Дели», «Весьегонскую волчицу», «Мособлбанк» и недавно открывшийся отель «Весьегонский порт». Номера везде пусты! А управляющие и владельцы уверены: пока не будет приличной дороги в район – не будет и бизнеса.
С похожими проблемами столкнулся известный предприниматель, депутат Законодательного собрания Тверской области Максим Ларин. «Караван» уже писал о том, как его инициатива по берегоукреплению, строительству дорог, созданию комфортной среды для отдыха на Рыбинском водохранилище разбилась о равнодушие районной власти. Мы еще вернемся к этой теме.
ЧЬЯ ДОРОГА?
Дорога Тверь – Бежецк – Весьегонск – Устюжна находится в региональном подчинении. Глава района Александр Пашуков всегда это повторяет, когда ему пеняют на качество дороги. Собственно, с формальной точки зрения он ничуть не лукавит. Только вот что непонятно: дорога от Торжка до Осташкова тоже в региональном подчинении, однако она находится в приемлемом состоянии. И от Осташкова до истока Волги можно доехать без особого ущерба для машины, а ведь это тоже не федеральная трасса. И дорога до Бежецка и Красного Холма вполне нормальная – за исключением некоторых небольших участков. А теперь – внимание, вопрос: почему в названных районах дороги все-таки ремонтируются, а в Весьегонском – нет? Латание дыр в счет не берем – от него трасса становится только хуже: весь ремонт «тает» весной вместе со снегом.
Можно, конечно, свалить все на «плохого» губернатора, который почему-то озлился на весьегонский край и не дает ему денег на ремонт дороги. Однако для многих других районов области деньги находятся. Может, потому что главы этих районов буквально выгрызают эти деньги зубами? Аргументируют, отстаивают, надоедают, ругаются – и получают результат. В сложившейся системе власти это нормальная работа главы района – если он, конечно, защищает интересы жителей, а не дрожит за свое кресло. Александр Пашуков в прекрасных отношениях с областной властью. Он вообще со всеми вежлив и корректен. Зато дороги нет. И, судя по всему, в ближайшее время не предвидится.
БОЛОТО
– Ситуация складывается просто уникальная, – откровенничает Александр Веселов. – С одной стороны, районные власти не чинят моей работе никаких препятствий. Уверяю вас: здесь нет коррупции, никто из местных чиновников ни разу не приходил ко мне с «интересными» предложениями. Как говорится, обстановка полного благоприятствования! А работать становится невозможно.
Недавно все районные СМИ Весьегонска славили московского бизнесмена Игоря Мальгина. Этот крупный предприниматель, собственник одной из самых больших российских автомобильных компаний, тоже не остался равнодушным к красоте Рыбинского моря. После проведенного им благоустройства берега реки Кесьма за деревней Бараново это место стало местом массового отдыха весьегонцев и приезжих. Раздевалки, туалеты, лежаки – и все это бесплатно! Игорь Мальгин запланировал дальнейшие работы по благоустройству территории в направлении деревни Горка, профинансировал строительство крытого спортивного комплекса общей площадью 2 тыс. квадратных метров.
И что же? Сегодня этот предприниматель, разочаровавшись в возможности конструктивного сотрудничества с местной властью, ушел из района…
На обратном пути, едва отъехав от города, мы увидели КамАЗ, все-таки «потерявший» колесо. Водитель, в самых изысканных выражениях поминая всех ответственных лиц, пытался приладить его на место. Кстати, за прошлый год на территории Весьегонского района из-за «сопутствующих дорожных условий» произошли четыре аварии, в которых пострадали люди. А сколько автовладельцев «убили» подвеску, лишились лобовых стекол и колес – известно только Богу и страховым компаниям: подобные вещи на дороге происходят почти каждый день.
Так не пора ли что-то менять в Весьегонском районе?
Михаил ШУМОВ