Лучше ли стало жить российским военным
Престиж российской армии постепенно растет. Этому немало способствует волна патриотических настроений, захлестнувших общество после присоединения Крыма и победы в Олимпиаде, а также пребывание на посту министра обороны волевого и харизматичного Сергея Шойгу. Клип «Вежливые люди», рассказывающий о перспективах службы в отечественных войсках, набрал на ютубе сотни тысяч просмотров. «Караван» решил узнать, чувствуют ли позитивные имиджевые изменения сами военные, и отправился на аэродром в Мигалово
«ЛЕТНУЮ КНИЖКУ МОЖНО БЫЛО ЗАБЕТОНИРОВАТЬ»
Пока мы добираемся до гарнизона Мигалово, майор Сергей Чуб рассказывает журналисту «Каравана», как изменилась военная служба за последние 5 лет.
– Я служу в тверском полку более 13 лет, и только сейчас статус армии пытаются приподнять, – признается Сергей. – Это действительно необходимо, потому что все наработанное при Советском Союзе потеряно. Для сохранения престижа подняли зарплаты. Хотя обидно, что военный летчик имеет зарплату в несколько раз меньше, чем пилот гражданской авиации при всех тех же навыках, что и военный летчик! За бОльшие деньги гражданские летчики работают в спокойствии, у них нет ни тревог, ни нарядов, ни дополнительных работ. От этого многие ушли в гражданскую авиацию. Сейчас пытаются всячески пресекать, уйти со службы с выгодой для себя можно только по состоянию здоровья. Еще плюс – военным стали давать служебные квартиры, а кому положено – и постоянное жилье. А для лейтенантов существует военная ипотека – после нескольких лет службы они получают определенную сумму на жилище. Уже нет такого, что пришел, как я в свое время, и до сих пор имею только служебную квартиру, которую мне дали два года назад (смеется). И летать стали много. А когда вначале службы я спросил, где мне летную книжку хранить, ответили: «Можешь забетонировать и выкинуть в угол».
– Профессия военного востребована сейчас?
– Она однозначно востребована! Не знаю, как в пехоте, летные места все забиты. И с набором проблем нет – люди выпускаются из училищ и уже знают, где будут служить.
– Что входит в ваши обязанности?
– 196 военно-транспортный авиационный полк выполняет задачи по перевозке различных грузов – это и военная техника, и личный состав, и грузы народного потребления, и перевозка автомобилей первых лиц, сопровождение первых лиц для обеспечения визитов в любую точку мира.
Сегодня единственный экипаж в мире, который выполняет полеты для обеспечения арктической базы «Борнео», – это тверской экипаж.
Я три года подряд летал туда, – с гордостью продолжает Сергей. – Это отдельная история. Станция разворачивается всего в 30 километрах от нулевой отметки. Каждый год в марте, когда там только начинается день, тверской самолет Ил-76 выполняет три рейса. Десантирует топливо в бочках, платформы с тракторами, с помощью которых будет построена взлетно-посадочная полоса, палатки и другое. И только после нас рабочие приступают к строительству новой полярной станции.
– Любой летчик может полететь на Северный полюс?
– Любого не возьмут. Нужны определенный опыт и навыки, это нетипичная и непростая задача. Хотя во всей этой затее десантирование платформ не самое сложное. Куда сложнее оценить погоду, которая меняется в приполюсной зоне очень стремительно, найти и оценить подходящую льдину для десантирования людей и грузов.
– Какие у вас впечатления от Арктики?
– Да никакие. Все белое, лететь долго – порядка 8–8,5 часов, туда и обратно.
Мне на географию полетов жаловаться грех – я не был в Австралии, Южной Америке. На майские праздники летал в Камерун. Вчера один наш экипаж улетел на обеспечение визита первого лица, в Париж. Да обеспечение любого визита, Владимира Путина или Дмитрия Медведева, с вероятностью в 25% – это наш «224 летный отряд»!
– Вы стали военным летчиком, когда армия была в загоне. Совпали ли ожидания с реальностью?
– Всякие были настроения, и уходить собирался. Я пришел, был никому не нужен здесь. Но сейчас многое меняется в лучшую сторону, полетов много, и молодежь вся охвачена вниманием.
«Я СО ВТОРОГО КЛАССА НЕБОМ БОЛЕЛ»
Территория военного аэродрома в Мигалове занимает не один десяток гектар. Здесь дислоцируется управление 12 гвардейской военно-транспортной Минской дивизии и 196-й военно-транспортный авиационный полк, единственное в РФ подразделение, эксплуатирующее самолеты Ан-22. Всего на аэродроме служит 80 летчиков.
Возле серого макета-памятника самолету несколько пилотов ждут автобус – он доставит их до кабины. Нас встречает пилот Александр Бугров.
– Как давно вы служите, Александр?
– С 2004 года, попал сюда по распределению после окончания Балашовского военного авиационного института.
– Почему именно летчик? Это зов души?
– Человеку дается то, чего он очень хочет, если к этому хотя бы ползти. Я со второго класса небом болел. При живых аэроклубах стать пилотом было проще. Человек из народа приходил, учился и начинал летать. А на гражданке был ДОСААФ, сейчас это банально сведено к деньгам.
– Какие умения нужны пилоту?
– Помимо общих экзаменов – знаний и физической подготовки – следует пройти профотбор. Сдать определенные тесты, начиная с теста на количество IQ и моторные навыки. Я не интересовался, сколько баллов надо набрать – просто набрал, и все. У летчика должен быть развит вестибулярный аппарат и прагматическое мышление – когда летишь, надо каждый шаг просчитывать наперед.
На аэродроме щебечут птицы и время от времени гудят турбины. По красивым липовым аллеям летчик Бугров проводит меня до самолетов. Он часто улыбается и выглядит вполне довольным своей жизнью и профессией.
– Как жизнь пилота отличается от реальности?
– Человек, который приходит после училища, – у него в голове одна романтика. Облака, полеты, красивые виды. И шоу, которое вы видите на дне города, – это красивая сторона медали. Военные получают задачи внезапно. Наша специфика – длительные перелеты, их бывает несколько подряд – день-ночь, ночь-день. Недавно у меня было несколько командировок подряд. А жена у меня – врач. У нее были ночные дежурства, я трижды прилетал, мы так и не увиделись. Хотя количество полетов тоже бывает разным, то густо, то пусто. В прошлом году я всего 200 часов налетал.
– Как проходит ваш день?
– Это военная тайна (смеется). Бывают дни полетов, а когда не летаешь, тогда ты к ним готовишься. Когда полетов нет, построение в 9 утра, гимн. Дальше – учебные занятия. Это повторение аэродинамики. Как Жуковский сказал: «Человек полетит первее не на силе своих мускул, а на силе своих знаний». Конструкторское бюро совершенствуется, мы изучаем новые устройства, инструкции. Конспекты пишем, экзамены сдаем – все как в школе. В году две сессии – сдача зачетов для допуска к полетам на следующее полугодие.
Кроме того, мы должны быть в хорошей форме, это залог трудоспособности. Конечно, не как спецназовцы, которые по полям-лесам пробегают километры, но свою норму физических упражнений мы выполняем.
«ВЫХОДИМ, СТРОИМСЯ, ЗВУЧИТ ГИМН ВВС»
Мы с летчиком проходим мимо командно-диспетчерского пункта. Здесь трудятся руководители полетов, расположен локатор, метеослужба. У меня в голове вертится навязчивая мысль: девушкам, работающим здесь, наверное, повезло.
– За 10 лет что-то изменилось на аэродроме? – спрашиваю у Александра.
– Служба стала интенсивнее и интереснее. Когда мы пришли, времена были тугие, летали очень мало. Нас на хозяйственные работы привлекали. Потом с топливом стало лучше, полеты участились. Летный состав освоил новые задачи – например, сейчас один из экипажей вернулся с тушения пожаров в Забайкалье. Для нас слив огнегасящей жидкости был в новинку еще несколько лет назад. В прошлом году мы участвовали в ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке.
Сейчас нет такого, что можно просидеть на земле несколько месяцев, не летая. Бывает, и посреди ночи возникают военные задачи.
– А как проходит день полетов?
– Начинается с медицинского осмотра и приема пищи в столовой. Обязательно именно там, а не дома. Столовая контролирует работу общепита, и доктор может быть спокоен, что в полете тебе не станет плохо от еды. С советских времен летная столовая приравнивается к ресторану второй категории. В меню всегда на выбор 3 первых блюда, 2 вторых, различные гарниры, мясо птицы, рыбы, свинина, говядина. Нам дают шоколад – 15 г в день. В целом рацион достаточно разнообразный и приятный
Дальше выезжаем на аэродром и начинаем готовить самолет к полету.
Согласно инструкции проверяется его оборудование, навигационные системы, радиотехнические системы, система управления. Потом делается запись – «Самолет к полету готов». В это время разведчик погоды «добывает метеоданные». Мы собираемся в классе предполетных показаний, командир зачитывает последние изменения, если они есть. Разведчик погоды рассказывает об условиях полета. Озвучивается навигационная обстановка в небе – планируются ли прилеты, вылеты других самолетов, по каким маршрутам, на каких высотах и режимах пилоту следует выполнять полет. Выходим, строимся, звучит гимн ВВС. Экипаж, которому сегодня доверена наиболее важная задача, поднимает флаг ВВС. Именно с момента его подъема считается, что на аэродроме идут полеты, и летчиков развозят по самолетам. Командиры дают экипажу указания, запускают двигатели и выруливают на старт.
– Стоит ли быть пилотом?
– Вопрос в том, чего человек хочет. Если он хочет летать – он найдет дорогу в жизни, которая приведет его в небо. Каждый в жизни находит свое. Я выбрал дорогу военного летчика и не жалею.
Полина ЗИМИНА