«Караван» продолжает разговор о влиянии Верхневолжья на современное искусство, начатый несколько номеров назад.
Культурное и историческое значение тверской земли трудно переоценить. Тверская область давно славилась как место, где черпали вдохновение русские мастера-писатели, поэты, художники, артисты, музыканты, тут родились многие шедевры мирового искусства. Сейчас, словно после долгого сна, тверская культурная жизнь стряхнула с себя оцепенение и мало-помалу возвращается в прежнее русло. Это заметно хотя бы по тому количеству художественных выставок, которые проходят не только в областной столице, но и в районах. На улицах вместо уродливых статуй полулягушек-полулюдей появляются по-настоящему талантливые скульптуры. Совсем скоро в сквере на Комсомольской площади в Твери будет возведён памятник экипажу Степана Горобца, чей танк в одиночку прошёл через оккупированный фашистами город. Автор будущей работы (а также монумента героям-чернобыльцам в одноимённом сквере, памятников Макарию Калязинскому и Михаилу Скопину-Шуйскому в Калязине и мн. др.) – народный художник России Евгений Антонов. Мы подумали: кому, как не ему, знать о культурной жизни региона, и отправились беседовать о том, что сегодня она представляет собой, именно в его мастерскую…
…Когда я пришла, художник что-то чертил, склонившись над столом. «Это как раз модель памятника танку T-34, который воссоздаётся сейчас в натуральную величину», — пояснил он. Чуть поодаль я заметила ещё одну характерную, «чисто тверскую» скульптуру — шлем, лежащий на троне, как шапка Мономаха — на гербе Твери.
— А это что за работа? – спросила я.
— Эту скульптуру я хочу предложить как вариант памятника тверским ратникам, которые погибли на Куликовом поле, — объяснил художник. – Для того чтобы дать достойный отпор врагу, в той битве 1380 года объединились представители многих княжеств, в том числе были они и от нашей земли – кашинцы, ржевитяне, краснохолмцы и другие. Не знаю, участвовали ли тверитяне (отпустил ли их тверской князь Михаил Александрович), но тверская земля была представлена более чем достойно. Сейчас на месте битвы, в Тульской области, планируется создать мемориальный комплекс, где монументу каждой земли будет отведено своё место. Я долго думал над тверским символом и решил, что он должен сразу же вызывать ассоциации с Тверью. Поэтому немного видоизменил герб: вместо шапки Мономаха «положил» на трон шлем того времени и меч. А внизу поставлю надпись – «Ратникам земли тверской».
В мастерской у художника много работ православной и патриотической направленности, на серванте – фото, где он стоит рядом с президентом Д. Медведевым: Медведев вручает Евгению Антонову государственную награду «Народный художник РФ». Это было в 2010 году.
— Это было очень волнительно, — признался Евгений Андреевич. – В Екатерининском зале собрались снискавшие государственные награды учителя, военные, руководители. Были и деятели культуры. Я встретил в зале двух своих знакомых, также получавших награду («За заслуги перед Отечеством»), — Зураба Церетели и нашего земляка, директора Русского музея в Санкт-Петербурге, Владимира Гусева. Я чувствовал, что нахожусь среди избранных, и был очень рад представлять нашу землю.
— Евгений Андреевич, можно ли говорить о том, что тверская земля как-то по-особенному воздействует на художника, творца?
— Несмотря на то что прежде чем что-то сотворить, нужно пролить немало пота, тверская земля удивительным образом притягивает таланты и сама богата на них. Я бы даже назвал это явление феноменом. В одних только Кимрах проживает около 80 профессиональных художников, много их и в Осташкове, Ржеве, Калязине, Торжке, Андреаполе, само собой — в Твери. Моя мечта – объединить всех художников вместе (Евгений Андреевич – председатель тверского отделения Союза художников России. – Прим. авт.).
— Членство в вашей организации даёт художникам какое-либо преимущество?
— Безусловно. Стать членом Союза художников не так-то просто. Но это того стоит. Во-первых, это даёт бесспорное подтверждение профессионализма художника. Он получает право выставлять свои работы наравне с авторитетными мастерами как на региональном, так и на всероссийском уровне. Не хочу хвастаться, но тверское отделение проводит 22-23 выставки в год. Во-вторых, мы помогаем художнику развивать его талант. В 2003 году мы организовали пленэры для живописцев в районах и с тех пор проводим их дважды в год. В один год нам удалось провести аж четыре пленэра! Для художника наша природа – просто находка.
— А вы лично ощущаете на тверской земле особую атмосферу?
— Атмосфера ни с чем не сравнимая. Наверное, не случайно А.Г. Венецианов выбрал для своего имения Удомлю – он воспитал там целую плеяду художников. Я уже не говорю про такое место, как Академическая дача близ Вышнего Волочка, где черпали вдохновение многие известные русские пейзажисты. Любое громкое имя в России так или иначе связано с тверской землёй.
— А исторически это как-то обусловлено?
— Трудно сказать, ведь о древней Твери сохранилось очень мало сведений. Известно, что во времена Михаила Ярославича тут была своя иконописная школа, но после пожара в XVIII веке город воссоздавался практически заново, а сведений о том, каким он был до пожара, летописцы нам почти не оставили. Мы знаем только «второе лицо города», доставшееся нам со времён Екатерины II. Отчёт ведётся с тех пор, как появились профессиональные художники. В 1973 году была создана профессиональная организация – Союз художников (до этого были разные товарищества). Имена первых тверских мастеров связаны именно с Союзом. Это такие именитые художники, как Вячеслав Шумилов и Николай Комиссаров.
— А как обстоят дела с современной тверской художественной жизнью? Вы сказали, что художников-профессионалов в Тверской области настолько много, что это явление можно даже назвать феноменальным?
— Да, именно так. И все эти художники работают в разных сферах деятельности. В области декоративного искусства, например, трудятся Анатолий Камардин, Борис Фёдоров, Анатолий Войтов. В сфере графики работают заслуженные художники России Людмила Юга и Геннадий Самуйлов. Среди живописцев достаточно назвать народного художника РФ Николая Дочкина, известного на всю страну…
— Вас, также народного художника…
— Да, но я скульптор, что называется, родился им. Это сразу было понятно. С детства я любил возиться с глиной, а потом матушка привела меня в детскую художественную школу в Твери, где я и стал художником. У меня есть несколько живописных картин, но всё-таки я однозначно скульптор.
— Понятно, что надо иметь призвание. Но, как вы отметили, и пота нужно пролить немало. А что важнее для творца – талант или труд?
— Конечно, без таланта невозможно стать большим мастером, но грош цена таланту без его развития. А ещё мастер должен знать, что он востребован в том городе, в той стране, где работает, иначе что-то путное тоже вряд ли выйдет. Сейчас к моим работам начал появляться интерес, а ведь в моей жизни был целый отрезок (в 90-х годах прошлого века), когда я не создал ничего ввиду того, что мой труд не был востребован. Сейчас, слава Богу, времена поменялись.
— Евгений Андреевич, а может ли быть «искусство за деньги»?
— Я отвечу словами Пушкина: «Не продаётся вдохновение, но можно рукопись продать». То есть невозможно творить по заказу, но что-то уже родившееся продать вполне возможно. Если же человек на первое место ставит деньги, а только потом искусство, то он делец, и вряд ли можно назвать искусством то, что он делает.
— А как вы, авторитетный художник, относитесь к новым течениям, появляющимся сегодня в искусстве? Хорошо это или плохо? Не сместят ли они классическое искусство?
— Нормально отношусь: времена меняются, появляются какие-то новые формы, и с этим надо соглашаться. Когда я учился (в 70-х годах), мой учитель, Юрий Колпинский, известный искусствовед, говорил: «Многие из вас войдут в новый век со старыми понятиями, а новое искусство будут создавать совсем другие люди». И я сейчас понимаю, что он прав. Но в отношении классического искусства я настроен очень даже оптимистично: когда в прошлом году мы отмечали 150-летие Исаака Левитана, то я был поражён тем, сколько человек пришли на его выставку в картинную галерею! Причём это были преимущественно молодые люди… Так что классическое искусство обязательно будет жить! У нас в Твери масса людей творит именно в этом направлении.
— Евгений Андреевич, у вас как у бесспорного представителя классического искусства есть какая-то задумка, которая осталась неосуществлённой — по тем или иным причинам?
— Да, есть такая. Услышал я про то, как в октябре 1944 года, защищая город Таллин, погиб кашинский парнишка Василий Волков (сгорел в танке). Его прах долго находился в Таллине, пока новые власти не распорядились буквально выбросить его. Останки Василия Волкова перезахоронили в Кашине в мемориальной зоне. Меня как художника эта тема очень взволновала, и я решил запечатлеть это возвращение домой спустя 65 лет в глине. Василий Волков возвращается домой и останавливается в проёме родного дома. Этот проём можно трактовать как разделение на два мира: старый и новый, а так же как черту, разделяющую нашу жизнь на ту и эту. Свою идею я хочу вынести на обсуждение, и, если её одобрят, возможно, появится ещё один памятник.
— Тогда последний вопрос, Евгений Андреевич: получается, творить лучше всего на родной земле — тут, верно, и стены помогают?
— Во всяком случае, мне, коренному тверяку, хочется творить именно на родной земле и ей во благо.
Алёна ВОЛКОВА