«Мы, Новый Израиль, христиане!» – так провозгласил в 1774 году в Торжке на открытии духовного училища архимандрит Феофилакт, первый ректор. Новый Израиль – это Новое Человечество, наделенное особой духовностью и особой миссией просвещения заблудшего человечества.
Тогда тверская архиерейская кафедра была оплотом мирового христианства. С нее выходили великие мыслители. В Москву был призван тверской архиерей Платон Левшин, в Петербург – Гавриил Петров. Подвижники, которые вернули русской вере глубину исихазма и благоразумие мира со старообрядчеством.
На прошедшей неделе был день памяти Ефрема Новоторжского. Я только закончил книгу, в которой скрупулезно изучил события начала русской истории: с момента прихода Рюрика в Новгород, прибытия вещего Олега в Киев до официальной даты смерти князя Владимира Красно Солнышко. Есть все основания предполагать, что креститель Руси князь Владимир имел вторую монашескую жизнь под именем Ефрема Новоторжского. Он учредил первый на Руси православный монастырь – Борисоглебский монастырь в Торжке, в честь первых русских святых, сыновей Владимира Бориса и Глеба.
Первый монастырь на Верхней Волге появился на 38 лет раньше начала строительства Киево-Печерской лавры. Именно отсюда христианство распространилось по всему Древнему миру, расположенному на семи тысячах притоках главной русской реки Волги.
До сих пор жители Торжка называют себя новоторами, людьми Новой Торы, Нового Завета.
Надо помнить, что отец князя Владимира, славный князь Святослав, незадолго до этого разгромил иудейскую Хазарию, перевернув страницу старой Торы. Ветхозаветные люди на Руси стали меняться на новозаветных. И ключевую роль в начале этого пути играли монастырь в Торжке и множество малых монастырей, возникших на реке Тьма. Эта местность под Тверью называлась русской Фиваидой, по названию древних городов Фивы – обиталищ жрецов. В пустыне вокруг Фив зарождалось мировое христианское монашество, в пустыне вокруг Твери – монашество русское.
В 1015 году были убиты святые благоверные князья Борис и Глеб, и Ефрем Новторжский пришел в эти края, чтобы основать свою обитель.
В следующем 2015 году должно было бы торжественно отмечаться 1000-летие этого события. Кстати, «Тверские епархиальные ведомости» 99 лет назад давали подробный репортаж с 900-летия Борисоглебского монастыря в Торжке. Жаль, что современные русские столь невежественны и бездуховны, что ничего не помнят из своей истории. Ни власть, ни народ не чтят своих предков, поэтому и живут так убого.
Тех же, просвещенных русских, кто образует Новый Израиль, поздравляю с праздником великого праведника: русского воина и монаха Ефрема Новоторжского.
В светской жизни, возможно, он был святым равноапостольным князем Владимиром Красно Солнышко, внуком киевской княгини Ольги и сыном великого русского воина князя Святослава.
С праздником вас, Новый Израиль!
Геннадий КЛИМОВ