На прошлой неделе состоялось официальное открытие под Тверью экскаваторного завода компании «Хитачи». Главный редактор журнала «Умное производство» Геннадий КЛИМОВ был одним из тех, кто стоял у начала этого проекта. Вот его комментарий.
– Как появился в Твери «Хитачи»?
– Это проект периода краткого расцвета инвестиционного климата в Тверской области, последние годы губернаторства Дмитрия Зеленина. Зеленин – образованный человек, с современными взглядами и продуманной стратегией развития области. Хотя мы с ним много публично спорили, но это были разногласия не по стратегии, а тактике достижения целей.
Зеленин искал стратегического брендового инвестора, чтобы укрепить репутацию Тверского региона. Например, велись переговоры с «Фольксвагеном», который присматривался к площадке в Ржеве, но потом этот инвестор ушел в Калугу, к губернатору Артамонову.
В 2008 году президент Медведев посетил саммит «Большой восьмерки» в Японии. Зеленин был интегрирован в московский истеблишмент, поэтому оказался в делегации, сопровождающей Медведева. В Японии и прошли первые переговоры Зеленина и представителей «Хитачи».
– Говорят, вы лично присутствовали на первых переговорах уже в Твери?
– Да, это было. Когда руководители «Хитачи» приехали в Тверь для дальнейших переговоров, Зеленин пригласил в них поучаствовать и меня. Ему было важно услышать мое мнение о последствиях конкуренции японского экскаваторного завода и российского, уже много десятков лет работающего в Твери в этом же сегменте.
Я продолжаю считать, что конкуренция всегда полезна. А когда предприятия схожего профиля располагаются рядом, некоторые издержки можно превратить в преимущество. Есть возможность создать кластер, бренд которого сам будет формировать добавленную стоимость и налоговую массу. Но это могут сделать только умные губернаторы. Зеленин, вероятно, пригласил меня, чтобы заручиться еще и поддержкой в случае негативного восприятия строительства японского завода народом. Мы же помним, как общественность Твери не дала построить металлургический завод компании «Миттал».
– Какие договоренности были у Зеленина и владельцев «Хитачи»?
– Обычные для таких случаев. Зеленин закрепил за проектом персонального чиновника, дал японцам свой личный сотовый телефон, обещал помощь в коммуникациях. Японцы обещали не просто сборочный заводик, а предприятие с глубокой локализацией. Вплоть до сварки стрел и платформ. У нас была надежда, что таким образом получит загрузку, например, завод «Центросвар». В свое время в одном из пролетов у них была линия для сварки узлов для экскаваторов, которые они поставляли по кооперации.
– Выполнили условия стороны?
– Не могу сказать. Завод «Хитачи» в Твери запущен, но какая там степень локализации – я не знаю. Возможно, там лишь собирают поступающие из Японии узлы, чтобы платить меньшие таможенные пошлины. Это не беда: в Калуге автомобильный кластер начинался тоже с этого. Но сейчас там уже штампуют автомобильные корпуса, выпускают автомобильное стекло, на подходе завод по производству двигателей. Может быть, и в Твери когда-нибудь возникнет такой кластер по производству экскаваторов. Всему свое время.
Беседовала Олеся ГРИГОРЬЕВА