ТАЙНЫ ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ
Реконструкция останков людей из древнейших поселений на территории России говорит о том, что внешне люди практически за эти годы не изменились. Хотя размер мозга древних людей был больше, чем у современников. Но откуда они здесь взялись?
Я только что вернулся из Пермского края. Здесь, в предгорьях Урала, скрыта от лишних глаз местность, хранящая очень многие загадки. Возможно, пришло время снять с этого края обет молчания.
Трудно себе представить, но раньше притоки Волги, в том числе и Каму, протекающую здесь, населяли динозавры, и именно на берегах реки Волги, вероятнее всего, прошли детство и юность человечества. Именно отсюда оно расселилось по планете Земля. В Пермском крае, в окрестностях Очёра, находится Ежовский палеонтологический памятник, там были найдены останки пермских ящеров. По мнению многих учёных, именно на Среднем Урале началось обособление зверей от пресмыкающихся.
Здесь найдены “кладбища” древних ящеров, живших 230 млн лет назад. В 1957- 1960 годах у д. Ежово Очерского района были проведены палеонтологические раскопки. Найденный здесь доисторический ящер биармозух был длиной 1-1,5 метра, череп — примерно 20 см.
Именно в притоках реки Камы в предгорьях Уральских гор, судя по всему, происходят важнейшие фазовые переходы в генной эволюции. Как я уже рассказывал, существуют два механизма эволюции — генный и нейронный. Оба эти процесса как бы «случаются» в одних и тех же местах Русской равнины и отсюда волнами «растекаются» по планете. Именно в окрестностях современного российского города Пермь, судя по всему, произошла мутация, превратившая пресмыкающихся ящуров в млекопитающих. И именно здесь, в притоках реки Волги, прошла эволюция человека, и именно отсюда он, похоже, расселился по планете Земля.
Пермский период — последний период палеозоя. Начался 299 млн лет назад, длился 48 млн лет. В отличие от многих других геологических периодов пермский период был выделен не на Британских островах, а в России. Отложения этого возраста отсутствуют в Англии. Пермский период выделен британским геологом Родериком Мурчисоном в районе российского города Пермь еще в 1841 году. Мурчисон также обнаружил отложения пермского периода на Урале и Русской равнине.
Пермский период закончился пермско-триасовым вымиранием видов, самым масштабным из всех, какие только знала Земля. Тогда исчезло около 90% видов морских организмов и 70% наземных. Климат пермского периода в целом был близок к современному.
В пермский период закончилось формирование материка Гондваны, произошла коллизия континентов, в результате которой образовались многие горы. Гондвана — название континента, существовавшего в южном полушарии. Гондвана состояла из современных материков — Африка, Южная Америка, Антарктида, Австралия, а также из острова Индостан, который после столкновения с Лавразией стал полуостровом Индостан. Окончательно все современные материки выделились из Гондваны только в конце мелового периода, 70-80 миллионов лет назад. В начале пермского периода на южных материках было длительное оледенение. Одним из наиболее известных местонахождений ископаемых остатков пермского периода является Чекарда, предуральское местечко на левом берегу р. Сылва, и уникальное Котельничское, в районе городов Котельнич, Советск Кировской области в России.
Древние континенты столкнулись, на месте столкновения возникли Уральские горы. На земле в пермский период царствовали динозавры. Но именно пермский период закончился их вымиранием.
Я занимаюсь изучением древних эпосов и религий. Во многих древних книгах говорится о неком пранароде, из которого выделились все другие народы. Скажем, скандинавские саги называют этот народ «гигантами». В результате анализа разных эпосов местом обитания пранарода, можно предположить, были отроги Уральских гор. Все древнейшие стоянки кроманьонца, предка людей, находятся в Восточной Европе, на притоках Волги и Дона. При этом самым древним поселениям — 50 тысяч лет. Только одна стоянка Сунгирь на одной из малых речушек волжской системы во Владимирской области предположительно датируется в 70 тысяч лет. При этом известно из генного анализа, что предков людей в это время было не более 2000 человек.
Реконструкция останков людей из древнейших поселений на территории России говорит о том, что внешне люди практически не изменились. Хотя размер мозга древних людей был больше, чем у современников. Но откуда они здесь взялись? Это совершенно неизвестно. Они возникают как бы «ниоткуда» — никаких следов кроманьонцев на планете в глубину веков более 70 тысяч лет пока не обнаружено. Но, возможно, их родина отыщется там, где её никто не рассчитывал найти — на среднем и северном Урале и некоторых островах Северного Ледовитого океана.
Известно о существовании в древности таинственного народа, так называемой «чуди белоглазой», обладавшего особой красотой и статью. Этот народ владел тайной магии, обладал глубокими знаниями о пространстве и времени. Это народ, связанный таинственными узами с современным русским этносом. Более того, из него, вероятно, происходят и народы финно-угорской группы — марийцы, эстонцы, финны, а также татары, евреи и др. Однако он загадочно исчезает, и следы его теряются во времени.
Тем не менее в последнее время стало находиться много следов загадочной цивилизации на Севере России. Если на Кольском полуострове большинство следов этой загадочной цивилизации уничтожены валдайским ледником, то на Урале они сохранились. Пермский звериный стиль — название бронзового и серебряного литья, объединяющего художественную пластику приблизительно VII в. до н. э. — XII в. н. э. Северо-Восточной Европы и Западной Сибири (от Камско-Вятского бассейна до водораздела Енисея — Оби). Похоже, что это зона матриархата, социального устройства общества, в котором доминировали женщины. Во всяком случае, металлургами были женщины. В пользу такой версии говорят находки литейных формочек в женских захоронениях. Появление стиля связывается с ананьинской археологической культурой. Позже или почти одновременно на юге в русских степях появился скифский звериный стиль. Жители с реки Камы торговали со скифами Дона.
Несомненно, река Кама каким-то образом связана с Камасутрой из арийского эпоса. КАМАСУТРА — древнеиндийский арийский трактат об искусстве любви, включавший не только описания изощрённых сексуальных техник, но и изложение религиозно-философских и нравственных её аспектов.
Наиболее древние предметы быта, найденные на берегах притоков реки Камы (костяные и роговые гребни), оформлены фигурками птиц, животных. Часто это изображение лося, оленя, коня или хищной птицы. Бронзовые булавки, браслеты, подвески несут в себе изображения змей, волков, собак, медведей. Ряд исследователей соотносит их с народом чудь, и называют чудскими.
Почти все предметы металлической скульптуры этого стиля обнаружены в пределах Верхней Камы, преимущественно в Чердынском районе, на территории Коми-Пермяцкого округа, и прилегающих к нему районов, а также в бассейнах рек Сылвы и Чусовой. Истоки этого искусства уходят в глубокую древность, в период каменного века. Особенно близкие аналоги пермскому стилю встречаются в сюжетах урало-сибирского звериного стиля. Но в Зауралье нет многофигурных композиций с изображением людей и животных, стоящих на ящере. В Перми же тема «человек и ящер» — один из основных сюжетов.
«Человеколось на ящере» — самый загадочный персонаж пермского звериного стиля. В мифах древних праруссих народов строение Космоса представляется трехъярусным. Связаны все три яруса между собой мировой горой или мировым древом. Русь — это территория Троицы. Медные и серебряные бляшки пермского звериного стиля воплощают в себе подобную карту, где нижний, подземный, мир представлен ящером. Верхний мир — небесный свод — олицетворяют небесные лосихи. Средний, земной, мир населён культовыми героями, имеющими признаки и человека, и животного, и птицы. Странствиям этих героев и посвящена большая часть предметов пермского звериного стиля. Эти же темы мы находим в более позднем эпосе скандинавов. Сохранились они и в русских сказках. Пермский звериный стиль — своеобразное и загадочное искусство загадочного народа чуди…
В пермском зверином стиле присутствует многонаселённое подземное царство. У исследователей даже появилось устойчивое словосочетание «подземная Пермь» — это непонятные животные, изображённые в нижнем этаже бронзовых бляшек. Эти монстры напоминают змей, рыб, ящериц. Вот слова одного из первых исследователей пермского звериного стиля Д. Анучина: «…можно считать несомненным, что среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлинённой головой, вооружённой рогами и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями и щитками вдоль спины, и оканчивающимся более или менее коротким хвостом». Через много десятилетий после написания этих слов палеонтологи обнаружили останки ящеров пермского геологического периода.
Возможно, что изображение ящуров на бронзовых бляшках обусловлено находками в древних чудских штольнях захоронений пермских ящеров. Древняя чудь изображала человека стоящим на ящере или оседлавшем его. На бляхе одного из кладов на спине ящера сидят два очень похожих на человека существа. На бляхе, найденной в Удмуртии, ящер с коротким хвостом и трехпалыми лапами оседлан крылатым человекоподобным существом. Что это, фантазии древних металлургов, откопавших в подземных штольнях скелеты динозавров? Или архаичные воспоминания о давно минувших временах пермского периода?
В разных вариациях легенда о чуди на Урале говорит о народе, знакомом с «тайной силой». Некоторые легенды рассказывают о «чудо-девицах». Перед уходом под землю чудь оставила наверху «черноволосую девку», чтобы она охраняла клады, но она их показала белым людям. Тогда «старые люди», согласно уральским легендам, всё золото и металлы перепрятали.
Свердловский исследователь А. Малахов приводит легенду: «Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди её сверкали золотые украшения. «Слушай, — сказала женщина Татищеву,- ты отдал приказ копать курганы в своём новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмёшь дорогие доспехи. Я, княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и всё, что ты строишь, если тронешь эти могилы». И Татищев приказал не раскрывать захоронения. Отрыты были только вершины курганов…
Хозяйка медной горы из русского уральского эпоса — это, очевидно, воспоминание о княгине чудской Анне.
Как предсказывал писатель П. Бажов, настанет время, когда эти тайны раскроются.
Геннадий КЛИМОВ