Навязанные пороки

05.01.2011, 00:00

    
    МЫСЛИ ПО ПОВОДУ РУССКОГО ХАРАКТЕРА
    

     В последнее время у нас охотно говорят и пишут о человеческих пороках, и, когда речь заходит, в частности, о русском человеке, сразу упоминают страсть к алкоголю. Более того, эту тему как-то особенно охотно муссируют, словно ничего другого в нашем человеке нет — ни трудолюбия, ни честности, ни открытости, ни удивительной хлебосольности и порядочности, ни доброты и чистоты нравов. Ещё любят у нас поговорить о том, что шибко у нас сквернословят, а уж как курят — и вовсе спасу нет. Что верно, то верно, как с этим не согласиться, и начинать, конечно же, нужно с себя. И сквернословят, и курят, и пьют у нас на каждом шагу. Откуда это взялось?
     Позволю себе немного посетовать: раньше, бывало, на того, кто матом в прилюдном месте ругнётся, более старший по возрасту человек и цыкнуть мог. И не обязательно это был родитель, любой прохожий мог сделать замечание. И сквернослов притихал. Теперь юнцы безусые ругаются на крыльце родной школы, и даже проходящий мимо учитель их не останавливает. Да что учитель — они на директора мало обращают внимания. А если вдруг какой прохожий, руководствуясь прежней этикой, сделает им замечание, его просто пошлют подальше этими же мерзкими словами.
     И при дамочках раньше старались не курить, и уж тем более, если рядом с ними была детская коляска. Теперь же дамочки сами дымят около детских колясок и мило щебечут при этом о приятных мелочах.
     Что касается сквернословия, то я считаю, что давно уже нужны какие-то государственные меры, защищающие наши честь и достоинство. Это, во-первых. И, во-вторых, нужна государственная программа по защите Русского Языка как достояния национальной культуры. Матерная речь не только оскорбляет достоинство культурного, мыслящего человека, но и посягает на гармоничную целостность Русского Языка.
     На Руси никогда сквернословия не было. Да и не мог русский человек, боготворивший женщину как родительницу жизни, подательницу благ и хранительницу очага назвать худым словом. Не мог, потому что это не позволяла ему природная сущность.
     Какие слова существовали для женщины? Самые лучшие: лада, ладушка, любушка, лебёдушка. Но ладой и женщины звали своих любимых. Вспомним слова Ярославны: "О ветер-ветрило, зачем, господине, так сильно веешь на воинов моей лады?"
     Напомним, что Ладой древние славяне звали богиню супружества, семьи. А дочери её были Леля, Жива и Марена. Необыкновенно красивая славянская мифология свидетельствует лишь о том, что богатый духовный мира русского человека, его красивая душа порождала и красивую речь. И сама речь была плавной, напевной, полногласной.
     Красиво жил русский человек — красиво и говорил. Метко, но не скверно. Образно, но не грубо. А сквернословие — из какой-то другой жизни. Но никак не русской.
    
     КУРЕНИЕ — НЕ РУССКАЯ ТРАДИЦИЯ
    
     Что касается курения, курение — не в характере русского человека. Исконная Русь не знала этого пагубного пристрастия к табаку. Потому и курение — кощунство для русского человека. Это далеко не русская традиция. И это тоже из какой-то чужой жизни. «Курить – бесам кадить», — говорят старообрядцы, у которых курящий человек приравнивается к человеку, употребляющему наркотики. Курение активно насаждал на Руси Петр I. Как, впрочем, и пьянство.
    
    СПИВАЕТСЯ ВЕСЬ МИР

     Пьяные российские мужички, потерявшие человеческий облик, кому-то кажутся олицетворением чуть ли не всей нации. Но, глядя на них, и самим становится страшно. Кого же любить русским женщинам, за кого замуж выходить, от кого детей рожать?
    Страшнее, однако, другое — пьющие российские женщины, и не просто пьющие — хлещущие водку стаканами! Русскому человеку со всех сторон ещё и усердно внушают, что он пьяница. При этом любят вспоминать Петра I, дескать, сам Пётр был не прочь алкогольных возлияний. И что веселие на Руси — в доброй рюмочке. И что-де русский человек так крепок, что ему, чтобы хмель пробрал, больше других на белую грудь принять надобно.
    Да, у нас пьют, это очевидно. Но пьют не только у нас. И не одна Россия спивается.
    Спивается весь мир. Пьют все. И помногу. И все это прекрасно знают.
    В одном из ресторанчиков, кажется, Ганновера, где на столиках успокаивающим огнём горят ароматные свечи, и всё утопает в цветах, пьяный немец так безобразно вопил песни, что все присутствующие от смущения деликатно улыбались и делали вид, что им это даже нравится. Потом певца так же деликатно вывели. В Хильдесхайме молодые немчики тоже упились до ряби в глазах, а наши русские ребятки смотрели на них с нескрываемым удивлением: где же хвалёная западная сдержанность? В другом ресторанчике с фиалками на столиках пьяный бюргер допился до икоты, и здесь же его, беднягу, и вытошнило.
    И это — в добропорядочной и благополучной Германии.
    Разумеется, не это определяет немецкий национальный характер.
    Братья-славяне, которые, как известно, живут менее благополучно, чем Запад, но более стабильно, чем мы, — тоже пьют — будь здоров! Болгары и поляки пьют до колик и очень уважают свою сливовицу.
    Но опять же, пристрастие болгар к сливовице вовсе не вызывает к ним плохих чувств — это наносный, поверхностный штрих и вовсе не отражает глубины их души.
    Что касается кавказцев — здесь колорит особый — величественный и контрастный, как сама природа этого изумительного края. Что представляет собой их застолье? Сначала веселье, потом разговоры по душам, часто довольно громкие, потом опять веселье. И к тому же каждый хвалит свой коньяк. Азербайджанцы гордятся своим, армяне — своим, дагестанцы им тоже в споре не уступают. Грузины говорят, что у них самая лучшая на свете чача. А уж домашнее вино, по их словам, и вовсе нектар! Осетины утверждают, что самый чистый на свете напиток — это их арака, а самый полезный — их домашнее пиво.
    Азиаты — те тоже большие любители коньяка — и тоже в больших дозах, после которых они и себя не помнят. И немудрено. Говорят, самый вкусный коньяк делают туркмены.
    А как пьют евреи? Да как все. Пьют много, безудержно и, я бы даже сказала, страстно. Особенно в компании близких людей. И надираются тоже, как все, — до колик. На Пурим напиться для еврея вообще часть праздничного ритуала.
    Люди есть люди, и пороки у них общие. Так что особенное пьянство на Руси — старый миф, который создали те, которым очень хочется смешать русских людей с грязью.
    Кроме того, это вполне соответствует замыслу организаторов хаоса: создать в России такие условия жизни, от которых даже нормальному человеку станет невмоготу и захочется запить. То есть недруги намеренно создают благоприятные условия для пьянства.
    И спаивают. А потом на весь мир кричат, что-де русские — алкоголики. И муссируют, и муссируют это на все лады. Но это не вина наша, а наша беда. И, кстати, поправимая.
    И это тоже все прекрасно понимают, но кто-то очень не хочет изменить жизнь в России.
    
    ПЬЯНСТВА НА РУСИ НИКОГДА НЕ БЫЛО
    
     Пьянства на Руси не было. Русь традиционно была страной трезвенников. При Петре стали завозить на Русь крепкие алкогольные напитки. И если бы только завозить… Их всячески стали популяризировать и насаждать, и для этого открывали всё новые и новые кабаки, трактиры, питейные заведения. Пьянство поощрялось на государственном уровне! А потом и вовсе людям стали внушать, что пить — не только можно, но и нужно. Учитывая, что на Руси в это время началось гонение на традиционную русскую культуру: запрещалось носить русскую одежду, за ношение бород полагался штраф и так далее — жить на Руси становилось страшно.

    А ЧТО ЖЕ ПИЛИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ?

    Сурью! Солнечный напиток из хмеля, который потому и назывался хмельным. Потом слово утратило свой первоначальный смысл — по названию сырья, из которого готовили напиток, и приобрело совсем другой оттенок: хмельной, то есть пьянящий.
     В "Велесовой книге" есть небольшая глава о том, что богиня Лада передаёт некоему Квасуре и Богумиру тайну напитка, который называется сурина. Обращает сходное звучание слов — Квасура и квас. Но кто такой сам Квасура? В славянской мифологии это древний бог веселья, радости и хмеля. В древнегреческой мифологии он стал Дионисом, но здесь он приобрёл другие черты — чувственность, сладострастие и любовь к пьянящим напиткам.
    
     И мифологию свою мы должны знать. Должны знать и то, что сурина (сурья) и квас — это одно и то же. И что в переводе с санскрита сурья означает солнце. В результате получался этот чудесный, солнечный напиток, будто сам мёд поэзии — вот что пили наши замечательные предки, солнцепоклонники.
     Похлёбкин В. отмечает: "Вино стало известно на Руси с IX века, ещё до принятия христианства, а после принятия христианства, в конце X века, оно стало обязательным ритуальным напитком".
     Впервые славяне попробовали вино, которое им преподнесли греки. Об этом тоже есть эпизоды в "Велесовой книге", которые убеждают нас в том, что славянам вино было в диковинку.
    Получается, что наши достойные предки пьющими людьми никогда не были. Жизнь их была проста, красива и целомудренна. Они трудились на родной земле, растили детей, пили свою солнечную сурью и славили Бога. Вот и получается, что пороки-то эти не наши, не исконные, не изначальные, а навязанные нам. Но это и замечательно — освободиться от них будет легче.

    Любовь РЫЖКОВА

122 0
Лента новостей
Прокрутить вверх