Фестиваль современного искусства «Верь в Тверь», о котором так много говорили все – кто поддерживал, кто злопыхательствовал – тем не менее состоялся
Такого масштабного и глобального по диапазону участников и сфер приложения ими своих талантов события в городе ещё не было никогда. Фестиваль работал на двадцати площадках во множестве направлений — кино, театр, живопись, скульптура, музыка, фотография, литература, перфоманс. В целом состоялось более 120 мероприятий, среди которых выставки, лектории, кинопоказы, театральные постановки, концерты, мастер-классы, литературные чтения. «Укротители огня» приурочили к фестивалю открытие в Твери фаер-сезона. На различных выставках свои творения представили более 150 художников, дизайнеров, фотографов. Их работы экспонировались порой в самых неожиданных местах, таких, например, как пятый этаж универмага «Тверь». Позабытая уже горожанами «бастилия» оказалась неплохой площадкой для выставки. В интерьере бывших технических помещений с облупившейся местами плиткой и заржавевшими трубами отлично смотрелись произведения, по своей экстремальности не уступающие месту, где они выставлялись.
Более сотни коллективов представили своё музыкальное творчество в клубах «Культура», «Санрайз», «Дом архитектора Жоголева». Одиннадцать постановок от тверских театральных студий зрители могли посмотреть в театре драмы, в гимназии №12, в Доме актера, в библиотеке им. Горького. Также в Горьковке и в баре «Библиотека» собрались десятки тверских литераторов.
Среди приглашённых участников непривычную к экспериментальному искусству тверскую публику смущали арт-группа «Синие носы», известная благодаря своему сюжету под названием «Целующиеся милиционеры», и арт-группа — парни, ставшие лауреатами премии Кандинского, самой престижной премии в области современного искусства.
Первый день фестиваля открылся конференцией «Тверь – столица книгоиздания России», на которую приехали около сорока крупных российских издателей. На встрече обсуждался вопрос, как региону освоить помимо собственно книгопечатания, также и другие сопутствующие процессы, такие как написание, дизайн, иллюстрирование, маркетинг.
Ну а самым главным событием стало долгожданное открытие подремонтированного здания Речного вокзала. В этот день здесь можно было одновременно наблюдать две премьеры: открытие Центра современного искусства и выставку арт-группы «RECYCLE». Как и можно было ожидать, вызвала она противоречивые реакции.
Возмущался не только далекий от современного искусства отец Пётр из Успенского храма Отроча монастыря. Тверские ценители современного искусства тоже в недоумении от тенденциозной направленности экспозиции. В здании Речного вокзала, стоящем на месте древнего монастыря, где погиб святой митрополит Филипп, надо вообще быть осторожнее с чувствами верующих.
Сильно хромала организация. Такое впечатление, что тверская часть программы делалась «на коленке». Куратор музыкальной программы фестиваля Марат Карапетян сам заявился на фестиваль аж с четырьмя своими группами, а другим музыкантам из Тверской области откровенно хамил. Одну группу, выступавшую в клубе «Культура», оборвали на полпесни: гости фестиваля пришли в «Культуру» пообедать, не зная, что там тоже – часть программы. И музыканты мешали им разговаривать.
Однако, хоть «первый блин» оказался немного «комом», почин сделан. И не только тверитяне, но и пассажиры четырёх огромных волжских пароходов сумели приобщиться к современному искусству.
Полноценная работа ЦСИ начнётся с августа этого года. Это означает регулярные выставки и мероприятия, которыми будут заниматься организации, сформированные по результатам фестиваля. Таких организаций будет восемь, каждая будет работать в заданном направлении. Как минимум раз в два месяца они будут устраивать общегородские события, и каждую неделю – одно тематическое: литературное, художественное, музыкальное. Для того чтобы окончательно встать на эти рельсы, организаторы отвели городу примерно три года.
«Мы создаём не корпорацию, а ситуацию», — сказал Марат Гельман на встрече, посвящённой дальнейшей судьбе Центра современного искусства. «Этот фестиваль призван спровоцировать деятельность, творчество, жизнь в городе, из которого не захочется уезжать».
Ольга КОЛОСКОВА