Тверские священники прошли вместе с патриархом от Радонежа до Сергиева Посада
18 июля Россия отметила 700-летие своего величайшего святого, преподобного Сергия Радонежского. Это событие, которое должно было бы стать главным событием нынешнего лета, затерялось в трагических происшествиях прошлой недели. Катастрофа в московском метро, трагедия со сбитым над Украиной малазийским «Боингом»… Тут не до древних святых. Или наоборот? И как раз в эти тяжелые дни преподобный Сергий и может спасти Россию, как спасал он ее много веков подряд?
Мы беседуем с тверскими священниками протоиереями Павлом Сорочинским и Александром Шабановым – участниками Патриаршего крестного хода в дни торжеств в честь 700-летия Сергия Радонежского. Они прошли весь путь, от Радонежа до Сергиева Посада.
– Отец Павел, отец Александр, много ли было людей из Тверской епархии, участвовавших в крестном ходе, что сподвигло на это вас?
о. Павел Сорочинский.: Я много лет являюсь организатором Волжского крестного хода, который в этом году тоже был посвящен 700–летию Сергия Радонежского. Мы узнали, что в других епархиях собираются большие делегации, и решили, что наша поездка в Радонеж и Сергиев Посад будет логичным продолжением закончившегося крестного хода по Волге. Взяли благословением у митрополита Тверского и Кашинского Виктора и поехали. Митрополит Виктор шел некоторое время с Патриаршим крестным ходом.
о. Александр Шабанов.: Тверские паломники приезжали на патриаршую службу накануне, но вообще, можно сказать, что официальной делегацией на протяжении всего крестного хода были мы с отцом Павлом. Шли 5 часов, прошли 17 километров. От Радонежа, через Хотьково, по всему Сергиевому Посаду. За городом, на Благовещенском поле был палаточный лагерь МЧС, и помост, где патриарх Кирилл по окончании крестного хода отслужил молебен.
– Патриарх шел весь крестный ход пешком?
А.Ш.: Да, все 17 километров. По ходу был один привал, раздавали бесплатную воду. Вообще организация была очень хорошая, особенно хотелось бы отметить работу волонтеров, терпеливых, приветливых.
П.С.: Народ шел очень воодушевленный. За 5 часов мы не видели ни одного случая хамства, не слышали грубых слов, не было этих обычных в наших храмах одергиваний тех, кто не так одет, не так крестится.
– Откуда были паломники? Из Москвы?
П.С.: Со всей России, много было народу из Сибири, из Махачкалы встретились нам люди, а мы, например, шли рядом с белорусами – они очень красиво пели.
А.Ш.: Знаю московские семью, которые еще 14 июля, в понедельник, вышли пешком к преподобному Сергию из Москвы, как у Ивана Шмелева в «Богомолье», по маршруту, которым ходил пешком в Троице-Сергиеву лавру царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим.
– В этом крестном ходе можно было принять участие просто так, приехав самому на машине? Или обязательно было получать какие-то разрешения?
А.Ш.: Подъезды к Сергиевому Посаду были перекрыты в радиусе километров 10. Но общественным транспортом добраться было можно. Единственно, многие люди уезжали, напуганные информацией, что в лавру будет строгая пропускная система, и тем, кто не попал, придется смотреть службу за стенами монастыря, на плазменных панелях.
– Сам Сергиев Посад привели в порядок к торжествам? Я была там позапрошлой зимой, и мне город показался довольно запущенным.
П.С.: Сейчас город и лавру просто вылизали. В лавре реставрировано буквально все, иногда излишне – например, историческую булыжную мостовую заменили на плитку. Срубили ели у колодца преп. Сергия, якобы они разрушают фундаменты. Но городу торжества пошли явно на пользу.
– Что значит для нас сегодня преподобный Сергий Радонежский? Почему мы называем его одним из главных русских святых?
П.С.: Преподобный Сергий понятен современному человеку, он дает ему пример, как надо жить. Так, как жили некоторые другие святые, у нас не получится. А жизнь преподобного Сергия задает планку, к которой нужно стремиться. Его житие лишено религиозной экзальтации. Он много трудился, заботился о ближних, молился, и в то же время – спорил с князьями, не боялся идти на конфликт с Дмитрием Донским.
А.Ш.: Духовный авторитет преподобного Сергия был выше земной власти. Вот мы учим, что Евангелие – это действо Божие. Слово преподобного Сергия тоже было таким действом Божиим, обращенным к князьям.
– Почему же теперь такое невозможно?
П.С.: Общество сильно изменилось.
А.Ш.: Честертон говорил: «Каждый святой – противоядие для века, в котором он живет». Преподобный Сергий был противоядием для XIV века, века междоусобной вражды, противостояния монголо–татарам. Секулярный атеистический XIX век, например, имел такое противоядие в лице святых Феофана Затворника и Игнатия Бречанинова.
– А как вы думаете, сейчас есть святые? Те, о ком наши потомки скажут: «Гнилая была эпоха, но есть у нее оправдание – жил и молился в это время такой-то человек». Почему мы ничего не знаем о праведниках, живущих среди нас? Вдруг их нет?
П.С.: Обычно современники и не знают о святых. Вспомните, преподобного Сергия изгнала братия созданного им монастыря, самые близкие люди, родной брат, подвизавшийся вместе с ним в монашестве, отворачивались от него, злились. А потом очень быстро все поняли – среди них жил святой.
– Значит, с нами еще не все кончено?
А.Ш.: Да, видимо, конец света еще не наступает.
Мария ОРЛОВА