Под Кимрами купались голышом и катали на «Волке»
С 26 по 27 июля в поселке Колкуново Кимрского района, на территории парка НЛО, прошел фестиваль «Былинный берег», посвященный реконструкции раннего Средневековья. Его участники и зрители воссоздавали культуру Древней Руси X–XI веков.
УЛИЦА-НЕ-УЛИЦА И СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КПП
От Твери до Кимрского района дорога занимает не более двух часов. Свежий ветер за окном, богатство полей и лесов удаляют нас от загазованности цивилизации и настраивают на знакомство со Средневековьем. В Кимрах приходится немного поплутать, но табличка «НЛО – 16 км» помогает выбрать верный курс. К слову, машин с московскими номерами навстречу попадается намного больше, чем тверских.
Перед фестивалем прямо на дороге сидит несколько людей: трое мужчин в широких штанах, с голым торсом, бородой и растрепанными волосами, босая девушка в длинном васильковом платье. Таких аутентичных персонажей на фестивале будет через одного.
Умудряемся найти местечко на поле-парковке, расчищенной самими автомобилистами. По деревянным указателям выходим на тропу, огороженную березовыми кольями.
У «исторического КПП» (высокие деревянные ворота и две смотровые башни по бокам) проверяют билеты «сторожевые» – обычные ребята в шортах и футболках.
Все фестивальное действо проходит на большом поле. Место для воинских турниров огорожено небольшим забором, вокруг шумит ярмарка средневековых товаров. Территория «Былинного берега» разделена на секторы и улицы с креативными названиями: дружина «Эльдьярн», Улица-не-улица, Красная улица, Исторический лагерь…
– В этот раз «Былинный берег» проводится на новом месте, – объясняет Иван Гончаров, парень в голубой подпоясанной рубахе и льняных светлых штанах. – В 2013 году он проводился тоже под Кимрами, но в Мыльцевском бору (сейчас ситуация вокруг Мыльцевского бора неоднозначная. Говорят, часть бора и прилегающий к нему берег Волги планируют застраивать коттеджами. – Прим. ред.). Туристы могут увидеть бои как массовые, так и парные, высадку с ладьи, конное шоу, послушать этническую музыку и побывать на мастер-классах по раннесредневековым ремеслам. Мы же представляем центр живой истории «Тускарь», город Курск. Что мы тут делаем? Ходим и воюем (смеется), участвуем в разных состязаниях.
Торговые ряды предлагают множество заманчивых средневековых штучек – к слову, недешевых. Ножи с шерстяными и кожаными рукоятками, деревянные плошки и ложки, муляжи щитов и мечей, кольчуги и шкуры животных, бронзовые и серебряные кольца, серьги, обереги…
– Петли на кольце защищают от сглаза и злых помыслов, – объясняет продавец в льняной рубахе и с голым младенцем на руках. – Дурные мысли запутаются и не дойдут до хозяина кольца.
ЛАДЬЯ «ВОЛК» И КОЛЬЦО ДОЛГОЛЕТИЯ
Тем временем мне хочется ощутить себя воином и запустить стрелу в «яблочко». Пожалуйста, тир: 100 рублей за пять выстрелов. Заметив мой заинтересованный взгляд, один из стрельцов мигом предлагает свою помощь:
– Лук нужно держать в левой руке, стрела крепится тоже слева, оттягиваете посильнее и отпускаете.
Лишь на пятой попытке после нескольких подсказок инструктора я почти попадаю в цель: оказывается, чтобы сделать выстрел более метким, лук надо держать немного по диагонали.
На память о моих экспериментах остается синяк на предплечье.
Вдалеке слышен крик детей и плеск волн. На территории фестиваля организован небольшой пляж для всех желающих. Некоторые люди полностью погружаются в средневековую атмосферу. Прямо перед нами парень с раскрашенными черными глазами и заплетенными в косу волосами раздевается догола и прыгает в воду. Вдохновившись, вслед за ним прыгает пара девушек.
Мы же ограничиваемся катанием на деревянной ладье: за 300 рублей это может сделать любой желающий.
– Это воссозданная копия разведкорабля викингов XVI века, – делится историей создания судна гребец Евгений Караулов. – Ладья родом из Карелии, выполнена по технологии и чертежам эпохи варягов и Скандинавии. Раньше корабли строили так, чтобы они не ходили по волнам, а проходили сквозь них. Это очень редкое явление. Каждому судну издревле, как и любому человеку, присваивали имя. Наше мы зовем ласково «Волк».
Путешествием по волнам заправляет «старец» с рыжей бородой в вязаной шапочке в виде желудя. Он показывает мужчинам, как правильно грести и маневрировать судном. Один из гостей настолько вливается в процесс, что пытается руководить синхронностью гребли, громко крича «И-и-и…раз!». Тут же, на ладье, мы узнаем, что парусина представляет собой не что иное, как полотно из льна, а Америку открыли… викинги. Мол, об этом повествуют скандинавские народные саги и легенды.
Со сцены непрерывно доносятся мелодии аутентичных музыкальных групп «Сколот», «Argemonia», «Наваждение», «Калевала».
– Из тьмы веков пусть громом грянет
Да ратною сверкнет стезей
Перун, бог воинов удалой! – разносятся над полем напевы неофолк-рок группы «Сколот» из Тамбова.
Люди сидят напротив них прямо на траве, покачиваются в такт.
Вечер воскресения, конец фестиваля. Палатки начинают понемногу сворачиваться, а народ разбредаться. Напоследок успеваем отведать сладкого русского кваса, а также сторговаться с продавцом украшений за серебряное кольцо «долголетия и жизненной силы»: вместо 2000 рублей он отдает украшение за 1600.
Анастасия РОМАНОВА