Как детям полюбить школу?

12.08.2014, 11:44

Через три недели стартует новый учебный год. Тысячи первоклашек сядут за школьные парты. Переход из детского сада в школу – всегда психологическая ломка, сложный адаптационный период, от которого зависят последующие 10 лет учебы. Как грамотно мотивировать ребенка и развить в нем тягу к знаниям? Рассказывает Наталья Кочеткова, старший воспитатель тверского МДОУ №107

 

– Наталья Анатольевна, вы разработали концепцию «Формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к учебной деятельности как предпосылка успешного обучения в 1-м классе и реализация права на обучение». Чем обоснована эта тема?

– Обучаясь в ТвГТУ на факультете социологии, я проводила исследование проблемы потери интереса к учебе у детей начальных классов. Результаты показали, что такая проблема существует, и она должна решаться общими усилиями педагогов ДОУ, школы и родителей.

– Часто можно слышать, как родители говорят: «Вот пойдешь в школу, куплю тебе красивый ранец, яркий пенал….» Это и есть мотивация?

– Да, при поступлении ребенка в школу главенствуют мотивы, ориентированные на внешние атрибуты школьной жизни. Они нужны, но основную роль играет внутренняя мотивация, а именно интерес к учебной деятельности. Обучение, основанное на внутреннем интересе, будет успешнее, так как при этом ребенок способен работать дольше без внешних подкреплений. Цель моей программы – рассмотреть механизм формирования у дошкольников интереса к обучению и выявление причин снижения этого интереса на этапе перехода из детсада в школу

– По каким же причинам первоклашки не хотят учиться?

– Я выделяю пять групп причин. Первая – особенности организации учебной деятельности. Педагог должен учитывать, что дети делятся на «правополушарных», обладающих аналитическим умом, и «левополушарных», «синтезирующих» части информации. Вторая – отношения педагогов и родителей к учебе: педагог должен равняться как на активную, так и на пассивную часть класса. Третья – слабая подготовка к школе в детсаду: школьные программы усложняются, а в детсадах не хватает квалифицированных кадров. Четвертая – низкий уровень развития здоровья детей и, как следствие, неспособность регулярно посещать занятия и заниженная самооценка. Пятая – общение со сверстниками. Слабая успеваемость, агрессивность, отчужденность ребенка – это предпосылки для негативного отношения одноклассников. От этого дети тоже теряют интерес к учебе.

– Какой выход из ситуации? Как, например, детский сад может сформировать интерес ребенка к школе?

– Наш детсад №107 и начальная школа активно взаимодействуют. Для детей организуется посещения уроков и экскурсии по школе, проводятся общие праздники. Сотрудничают и педагоги: взаимопосещаются занятия в детсаду и уроки в школе, проходят педсоветы, родительские собрания и круглые столы. По мнению воспитателей и учителей 1-го класса, это формирует интерес к учебе у дошкольников. У детей сложились разные знания о школе: об учителе, об атрибутике школьной жизни, о здании школы, о предстоящей учебе. Все 20 детей в рамках программы выражали желание стать первоклассниками. Многие родители считают, что данные мероприятия помогают в подготовке к школе. Как следствие, в рамках программы у детей на этапе перехода из детсада в школу сформировалась мотивационная готовность и интерес к учебе.

Ирина СМИРНОВА

37 0
Лента новостей
Прокрутить вверх