Художник с Трехсвятской выставил свои картины в пабе
31 июля в пабе «СтаRый чемоDан» открылась выставка тверского художника Александра Наумова – известного персонажа с Трехсвятской, «последнего тверского хиппи», как он себя называет. Кто хоть раз гулял по местному Арбату, непременно встречал этого загорелого мужчину с копной седых волос, в очках с цветными стеклами и вечном джинсовом костюме. Он всегда здесь, рядом со стеллажом своих картин. Сегодня работы Наумова в стиле «артхаусный лубок» размещены на втором этаже паба и находятся в свободном доступе для всех желающих
«ВСЕ МОИ КАРТИНКИ СОБРАНЫ ИЗ МУСОРА»
Людей на открытии было немного, около двадцати человек – близкие друзья и хорошие знакомые. Выставка, как говорит художник, спонтанная, «спасибо другу». Правда, расположением картин Наумов остался недоволен, поясняет: «Там у них все, как у хипарей разбросано, общей тематики не видно, картины теряются. Некоторые на окнах висят, а там важно, как свет будет падать, чтоб смотрелось». Наумов немного поворчал и об афише в интернете. Объявление быстро разошлось по многим тверским сайтам:
– Вот они сделали ажиотаж, и меня взбудоражили, а зря. Я эти вещи стараюсь не показывать, не все поймут.
Раскрывая подробности своего творчества, Наумов признается, что не считает себя художником. И своими картинами на жизнь он не зарабатывает, с пятидесяти лет живет на пенсию.
– Картины я продаю, но только для избранных людей. Прямо из дома, я их не вывешиваю, эти картины. Они в одном экземпляре все. Я не знаю, что такое второй раз написать.
Главная тема творчества Наумова – женщины, с их многообразием лиц, косынок и ярких платьев. На холстах изображены и деревенские путанки, и «Королева улицы», и «пьяненькая» под рябиной, и даже нищая старуха с Трехсвятской.
Окружающих его женщин Наумов всегда любил, уважал и «возносил до уровня богини».
– Ведь недодарены, недолюблены больше половины. Мужики все спившиеся, – вздыхает художник о нелегкой женской доле.
Улицу Трехсвятскую Наумов в шутку называет «Шалопай-стрит», а себя «Лохмотье тверской богемы». И весь образ жизни художника завязан на том, чтобы посмеяться над собой и заставить малочисленных созерцателей его картин сделать то же самое. Даже не посмеяться, а на сленговом словечке выражаясь «поржать», громко и со вкусом.
– А иначе как жить? – говорит художник. – Я вот смотрю на людей, идут, лица такие хмурые. Pink Floyd, б*, идет, стена такая. И не дай бог что-то кому-нибудь скажешь. А улыбки все фальшивые, только если им самим очень надо, тогда будут перед тобой раскланиваться. Поэтому я ко всему немного с иронией отношусь.
Картины художник пишет по ночам, в компании двух верных котов. Сюжеты обычно долго вынашивает, до полного формирования идеи, но бывает и по-другому.
– Некоторые вещи я экспромтом выдаю, вот так гляну на человека – и мне достаточно. Это даже не вдохновение. Это юмор, ирония, жизнь моя. Все из мусора собрано, все мои картинки-то, – рассказывает Александр Наумов.
«САМОЕ СЛОЖНОЕ – РИСОВАТЬ КАК РЕБЕНОК»
Оказалось, что даже автору сложно определить стиль собственных работ. Лубок, который был заявлен в афише, Наумов не признал. «Там, кто поп-арт называет, кто арт-хаус, а я считаю, это наив просто. Примитив, можно сказать. Это самая дорогая вещь – ведь когда тебе много лет, а ты как в состоянии ребенка начинаешь рисовать, нарушая пропорции, это очень сложно. Ребенок он и есть ребенок, у него в рисунке одна рука меньше, рот где-то на боку. А энергия зато какая! Творческий процесс – это такое выпадение из реальности. Чисто актерский вдох делаешь, и ты начинаешь писать, писать и писать, а потом раз пауза, и я в реальность возвращаюсь – передышка.
И так продолжается уже добрых 14 лет, потому что художник оставил реализм и перешел в новое русло в 2000 году.
Наумов охотно поясняет свой бессменный джинсовый внешний вид. По мнению самого художника, одежда отличает его как творческого человека:
– Когда ты не похож на толпу, тебе всегда больше всех достается. А почему я должен быть на кого-то похож? Я такой, какой я есть. Каким Господь меня создал. А Он знает, какой я. Я матерщинник, и мы с Ним разберемся. Он меня любит. Ну вот такой я, похулиганить горазд, но вообще, когда дело требует, я человек серьезный.
Наумов с удивлением в голосе отвечает на вопрос: «Есть ли у вас в гардеробе что-то еще помимо этого джинсового костюма?»
– Ну конечно есть! Пять бабочек, больше 50 галстуков, десять костюмов, но куда мне одеваться-то? Что тут на Трехе? Вот так в наш транспорт сядешь в костюме и при бабочке, а окружающие все на тебя исподлобья злобно посмотрят, аж страшно станет. Моя Россия, люблю тебя за твое лицо! – заканчивает Наумов уже с улыбкой.
Близкий знакомый Александра Наумова поэт Евгений Карасев прокомментировал его живопись:
– Эта выставка на меня произвела хорошее впечатление. Наш глаз привык к узнаваемости живописи, к фотографичности, к гладкости. Живопись Наумова совершенно противоположна этому. Здесь нет реалистических деталей, она отдает гротеском. И мне кажется, что это явление еще не до конца оценено, и у живописи Наумова впереди большой успех.
Алиса ТИШКОВА