Золотая рыба

19.08.2014, 11:37

«Санкции – это здоровый стресс»

Как видит положение дел крупнейший региональный ритейлер

 

Прошло некоторое время после того, как Россия ввела ответные санкции против США и Евросоюза – запретила ввоз ряда импортных продовольственных товаров. И уже сейчас можно говорить о том, как это будет сказываться на нашей с вами повседневной жизни. Сегодня мы разговариваем о первых итогах «антисанкций» с Денисом Николаевичем Коноплянко, генеральным директором компании «Ритм2000» – крупнейшего регионального ритейлера, хорошо известного на северо-западе России супермаркетами «Тележка», «4 сезона», «Тверской купец», «Вольный купец» и «Разница».

– Денис Николаевич, какова была первая реакция на санкции у вас, у вашей компании?

– Практически в тот же день, когда вышло постановление об ответных российских санкциях, наша сеть получила запрос от администрации Новгородской области: каков процент в наших магазинах запрещенных товаров, как вы их замените, скажется ли запрет на их ввоз на ценах? Срок дали два дня. При том, что мы еще сами не успели понять, что произошло. Анализировать последствия можно будет минимум месяца через три, наверное, даже сегодня еще рано делать выводы.

– И все же какой процент товаров вам сейчас придется заменять?

– До начала августа никто не считал этот процент, не было даже мысли, что эти товары перестанут быть логистически доступными по политическим причинам. Есть позиции, которые нравились покупателям. И эти позиции вдруг начали пропадать. Например, украинский сыр «Король Артур», литовский сыр «Свааля», финский «Ольтермани»…

– Готов ли отечественный производитель заменить импортные продовольственные товары? С чем будут самые большие проблемы?

– Видите ли, заменить можно все. Полок пустых не будет. Проблема в том, что люди привыкли к определенным брендам, определенному вкусу. Например, масло «Валио» – есть люди, которые всегда машинально выбирают именно его. Привычки менять очень трудно. А сейчас раскрученные бренды уходят с полок. Опять надо разрабатывать новые схемы поставок, искать новых партнеров. Для этого нужно время.

Большую роль играет не сам продукт, а сырье. Сейчас правительство уже планирует сделать послабление: разрешить ввозить сырье. Это правильно. Теперь, если привезти сырье и оборудование, российские производители смогут выпускать даже те продукты, которым пока нет замены – например, сыры пармезан и моцарелла.

Наше производство «Рубинофф» оказалось даже в плюсе: мы не использовали импортное замороженное мясо, покупали охлажденную свинину, произведенную в Тверской области. И теперь у нас нет проблемы.

Но есть очень большой провал, например, что касается рыбы. У охлажденной рыбы очень сложная логистика. Почему в Твери нет дальневосточной рыбы? Главная причина в том, что нет логистики. Сейчас, может быть, нужда заставит думать о том, чтобы быстро решить вопрос с вагонами-рефрежираторами на РЖД. Они были в советское время, а последние 20 лет, когда оказалось, что проще возить рыбу из Норвегии, этих вагонов оказалось недостаточно.

– Почему импортная рыба оказалась выгоднее российской?

В России рыбу ловят, а в той же Норвегии ее выращивают. Это разные продукты, разные технологии. Все равно что на охоте убить кабана или домашнюю свинью зарезать. Заводы предпродажной подготовки – это тоже очень важная составляющая. Например, дальневосточные рыбаки ловят рыбу и продают ее Японии. Там эту рыбу разделывают и обратно продают России. Покупатель уже привык к тому, что товары на наш стол поступают уже разделанными, подготовленными для потребления. И этот вопрос тоже надо будет решать отечественному производителю.

– А как будет решаться вопрос с креветками? Сейчас шутят, что нам станут поставлять креветки и семгу из Белоруссии…

– Креветки в основном поступают из Таиланда. 90% креветок в мире ловится в Индийском океане. В Индии креветки не едят, улов сразу продают на заводы Китая и Таиланда, где их замораживают и поставляют в Россию и другие страны.

А насчет Беларуси вопрос интересный. Уже есть примеры. Морепродукты «Санта-Бремор», немецкое производство, которое находится в Беларуси, для которого нет ограничений в поставке охлажденной рыбы, будет продолжать продавать России норвежскую семгу. Если более детально исследовать, то таких случаев много.

– Ваша компания тесно связана с Индией. Руководитель и основатель «Ритм2000» Чхатвал Харминдер Сингх говорил, что Индия готова поставлять России продукты, которых будет не хватать на полках магазинов. Как это получилось, ведь еще 50 лет назад население Индии голодало?

– Наша компания первая, кто начал минувшей зимой возить из Индии капусту, морковь, свеклу, картофель – когда еще не было российских овощей, в наших магазинах продавались овощи из Индии. Так что эксперимент уже поставлен, все прошло удачно, связи налажены. Сейчас российские овощи гораздо дешевле, но индийские снова будут востребованы – зимой и весной.

Индия очень сильно зависит от дождей, раньше, если вдруг случалась засуха, урожай погибал. В то же время, когда урожай большой, его все равно невозможно было сохранить до будущего года. За последние 25 лет в Индии решили проблему хранения, построили большие современные логистические центры. Кстати, для российских сельхозпроизводителей вопрос хранения того же картофеля также является одним из ключевых.

– Да, мы видим, как невыгодно отличается на прилавках от импортного, например, российский картофель.

– Промышленное хранение картофеля – это очень серьезные технологии, требующие больших вложений. Российский картофель хранится пять-шесть месяца, а потом снова нужно закупать импортный.

Увы, пока российские производители не научились уважать покупателя, не хватает товарного вида. Сейчас, может быть, с этим станет лучше. А может быть, с исчезновением европейской конкуренции производители расслабятся. Есть проблема менталитета. Наши колхозы и совхозы не продают, а хотят, чтобы у них покупали. А рынок говорит, что надо заниматься продажами.

Последние 15 лет, как Владимир Путин стал президентом, давалось очень много субсидий сельскому хозяйству. Теперь пришло время проверить, насколько это было эффективно. Своего рода экзамен.

– Есть разница качества, культуры производства российских и импортных товаров. Мы знаем, что часто продукты одного и того же бренда, произведенные в России и за рубежом, очень отличаются по вкусу.

– Да, это реальность. Мы столкнулись с тем, что даже опытные технологи пищевой промышленности, которых мы принимаем на работу на производство «Рубинофф», приходят и говорят: то, что вы собираетесь делать, – будут сплошные убытки. Нельзя использовать такое хорошее сырье, нельзя, как это говорится, «не химичить». Приходится их переучивать, объяснять, что качество важнее, что мы будем наращивать прибыль за счет увеличения оборотов, скидок от поставщиков… То же касается мясных цехов, которых мы считаем своей визитной карточкой: было сложно внушить персоналу, что нельзя класть размороженное мясо вместо охлажденного и использовать прочие «хитрости» советских продавцов.

– Вырастут ли цены в магазинах?

– Безусловно, произойдет перераспределение ассортимента. Но мы сделаем все возможное, чтобы удержать цены на нынешнем уровне.

– Ваш прогноз на будущее?

– Мы на 100% поддерживаем принятые правительством решения. Главное – это национальный интерес России. Наверное, были нужны жесткие меры, чтобы изменить ситуацию и возродить собственное производство.

– Таким образом, это здоровый стресс?

– Да, главное, чтобы он помог.

Беседовала Мария ОРЛОВА

27 0
Лента новостей
Прокрутить вверх