Кто поможет, если вам станет плохо на Трехсвятской
Уже неделю по ютубу гуляет ролик, вызывающий отчаянные дискуссии. Два парня в России и в Америке на улице изображают, что им плохо, и по реакции прохожих судят, в какой стране люди добрее. Ролик показал: Россия – страна равнодушных, а вот в США вокруг больного сразу собирается толпа «спасателей». 1 сентября «Российская газета» напечатала опровержение: мол, петербуржец Антон Вуйма провел подобный эксперимент и прохожие кинулись ему на помощь. Мол, первый ролик снят чуть ли не по заказу Госдепа и его задачей было очернить Россию. «Караван+Я» решил проверить, как люди реагируют на чужую боль в Твери. Наш корреспондент посреди Трехсвятской изображал то приступ кашля, то вывих ноги, то слезы отчаяния… Самым часто повторяющимся сочетанием в репортаже стало «проходят мимо».
СИТУАЦИЯ №1. КРУЖИТСЯ ГОЛОВА
Впервые мне становится «плохо» между «Олимпом» и «Парадизом».
Я останавливаюсь: делаю вид, что у меня мутнеет в глазах, кружится голова…
Правая рука медленно тянется ко лбу, левая в отчаянии ищет опору и с надеждой хватается за столб. Краем глаза наблюдаю вокруг – ноль внимания. Никто из прохожих даже не смотрит в мою сторону. Удивленные (но не более чем) взгляды задерживаются на мне лишь тогда, когда я сползаю на землю. Охранник, вышедший в это время из магазина «Бизон» в здании «Парадиза», спокойно курит у входа, мельком поглядывая на меня. Через две минуты он бросает окурок и скрывается внутри. Пожилой мужчина с мобильником в руках на минуту прерывает разговор, сбавляет шаг… но проходит мимо.
Помощь появляется спустя 10 минут в лице плохо одетой старушки с тяжелыми сумками. Она неуверенно останавливается в стороне и грубовато спрашивает, что случилось. Дрожащим голосом отвечаю: «Мне плохо, кружится голова!» Вокруг собираются еще несколько зевак: парень в аккуратном чистеньком костюме – работник соседнего банка – (с интересом вынимает из уха один наушник) и молодая пара с малышом на руках. Что удивительно, никто из них и не думает помочь! Просто смотрят, что будет дальше. Старушка продолжает задавать невнятные вопросы о том, не нужно ли мне вызвать «скорую», часто ли со мной такое бывает и т.д. (при этом я все еще сижу на земле!). После моих обнадеживающих ответов толпа зевак потихоньку рассеивается, а старушка от меня отдаляется, продолжая бурчать что-то себе под нос. Мне ничего не остается, как самостоятельно встать на ноги и… идти дальше.
СИТУАЦИЯ №2. БОЛИТ ЖИВОТ
Место действия – площадь у ресторана «Фортуна». Я останавливаюсь среди тротуара, кладу руку на живот, сгибаюсь в три погибели и бухаюсь на колени. Опираясь на одну руку, тяжело дышу и потираю «больное» место. Первые свидетели этой душещипательной сцены проходят мимо, видимо, не придав ей должного значения. Позже люди удивленно оглядывают мою скрюченную фигуру, но действий не предпринимают. Два студента пару раз оборачиваются и с ухмылками и приколами двигаются дальше. Старушка на скамейке по соседству буравит меня взглядом, но с места не встает.
Лишь спустя 7 минут рядом останавливается полная женщина лет сорока. Она помогает мне подняться на ноги и усаживает на скамью. Спасительница оказывается строгой и крайне дотошной. Она выпытывает у меня о характере боли и то и дело порывается вызвать «скорую». С большим трудом ее убеждаю, что врач не потребуется и что можно спокойно оставить меня одну. В итоге женщина так и поступает, но, отойдя от скамьи шагов пять, оборачивается, еще раз внимательно смотрит и… все-таки набирает номер. Я решаю не дожидаться врачей, и, как только она скрывается из виду, ретируюсь с места спектакля. Не хватало еще, чтобы мне «пришили» ложный вызов.
СИТУАЦИЯ №3. ВЫВИХ НОГИ
Следующую сцену я разыгрываю у исторического факультета ТвГУ. Беря во внимание предыдущий случай, я веду себя более аккуратно, но при этом не менее артистично.
По случаю надетые каблуки легко позволяют мне сымитировать вывих. Я резко подгибаю правую ногу и падаю на землю. Во время моего «полета» окружающие шарахаются в сторону и… быстро покидают место действия. Помочь мне встать никто не спешит. Напротив, проходящие мимо женщины ворчат: «Это ж надо, на таких каблучищах ходить… Так ей и надо…» «Да, народ у нас отзывчивый», – думаю я, сильнее потирая лодыжку. Два нерусских парня, щупленькие и небрежно одетые, проходят мимо, глядя не на меня, а на мою сумку, которая в момент падения отлетела в сторону.
Если бы я тут же не притянула ее к себе, получилась бы занятная история … Минуты через три из университета выходят парень и девушка. После недолгих колебаний они решают подойти ко мне и выяснить, в чем дело. Я кратко рассказываю о происшествии, и парень помогает мне встать. Опираясь на его руку, я допрыгиваю до скамьи и кое-как усаживаюсь на нее, попеременно потирая ногу и делая страдальческую мину. Девушка садится рядом, помогает снять туфель и осматривает ногу. Парень присаживается рядом на корточки.
– Тебе помочь дойти до остановки? – спрашивают ребята.
В целях эксперимента я соглашаюсь. Парень и девушка держат меня за обе руки, и так, прыгая на одной ноге, я «дохожу» до светофора. Заверив, что сама смогу забраться в маршрутку, я остаюсь одна. Затем снова надеваю туфель и легким шагом возвращаюсь на Трехсвятскую.
СИТУАЦИЯ №4. ПРИСТУП КАШЛЯ
Для имитации выбираю место с множеством скамеек, рядом с рестораном «Оазис». Еще посреди улицы, в толпе народа начинаю подкашливать, постепенно входя в роль. Задыхаясь, в полном изнеможении добредаю до лавки, плюхаюсь на нее и стараюсь подавить приступ, попеременно задерживая дыхание. Из глаз текут слезы, дыхание учащается, я припадаю к скамье, не в силах остановиться. По обе стороны от меня на скамейках сидят люди, по тротуару курсируют толпы народа, но на лицах я вижу только безразличие, страх и недоверие.
Через 5 минут сквозь слезы я вижу, что женщина, минуту назад севшая с мужчиной на соседнюю лавку, ерзает на месте и что-то шепчет своему спутнику. Наконец (проходит еще минута) мужчина медленно поднимается, подтягивает ремень на брюках и идет ко мне. Я, задыхаясь, прошу у него воды. Он вальяжно шагает в «Оазис», спустя две минуты приносит воду (помним, она там почти бесплатная и отвратная, но сейчас дело не в этом). Пью, успокаиваюсь и благодарю его за помощь. Выслушав от женщины пару наставлений, какие таблетки и астматические средства нужно брать на улицу, еще раз благодарю обоих и удаляюсь.
СИТУАЦИЯ №5. ДЕПРЕССИЯ
Последний эксперимент провожу в начале Трехсвятской – там, где обычно художники продают свои картины. Сажусь на лавку (выбирая, конечно, место пооживленней) и беру в руки мобильник. Делаю вид, что звоню, разыгрываю сцену ссоры, вскакиваю, хожу туда-сюда по улице, размахиваю руками… В итоге на глазах у прохожих посылаю воображаемого собеседника подальше и кидаю телефон в сумку.
Потом беспомощно опускаюсь на скамейку, закрываю лицо руками и делаю вид, что плачу. Первые две минуты на меня не обращают внимания: громкие всхлипывания и содрогания не помогают. Я пускаю в ход тяжелую артиллерию – все ближе склоняюсь к земле и наконец чуть ли не свисаю со скамьи, все еще закрывая лицо руками. Люди начинают обращать на меня внимание, но подойти не решаются. Две молодые мамы с колясками припускают еще быстрее, краем уха слышу невнятные переговоры свидетелей моей сцены. Так я сидела и «плакала» полчаса. А потом ко мне подошла темноволосая невысокая девушка с рюкзаком и, сев передо мной на корточки, попыталась успокоить.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
После эксперимента я поняла следующее.
Во время недомогания не рассчитывайте на мгновенную помощь: как правило, свидетели происшествия быстро ретируются, так как не хотят нести за него ответственность.
Чужие взгляды привлекает прежде всего необычная поза (когда человек опирается на что-то, сидит на корточках или коленях, лежит и т.д.) и необычные действия (шатание, содрогание, падение и т.д.) Тихие действия (например, плач) будут замечены лишь через полчаса.
Чаще помощь оказывают женщины. Лучше всего обращаться к полноватым тетенькам с простой наружностью – они, как правило, более отзывчивы, чем гламурные красотки.
И последнее:
Не надейтесь на помощь посторонних. Если у вас проблемы со здоровьем, берите с собой на улицу лекарства. Ведь спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Во всяком случае, в Твери.
Анастасия ВИНОГРАДОВА. Иллюстрации автора