Стоит ли православным обижаться на Марата Гельмана?

04.05.2011, 00:00

    29 апреля состоялось официальное открытие Центра современного искусства “ТВЕРЦА” в восстанавливаемом здании Речного вокзала Твери. На открытии первой выставки современного искусства «Recykle» случился скандал. Священник расположенного рядом Успенского собора отец Пётр вместе с казаками, пришедшими на открытие выставки, пригрозил предать анафеме участников, а казаки, в свою очередь, пригрозили «вынести на помойку» экспонаты
    Перед этим, утром 29 апреля, в Твери, в здании Речного вокзала, состоялась конференция издателей и полиграфистов России под названием «Тверь – столица книгоиздания России». В ней приняли участие губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, заместитель губернатора Алексей Каспржак, руководитель Центра современного искусства Марат Гельман, директор Международного московского книжного фонда Борис Куприянов, руководители издательств, книжных магазинов, представители научной среды. На открытие Центра современного искусства съехалось множество гостей: писателей, художников, деятелей культуры и науки.
    О своих впечатлениях рассказывает главный редактор газеты «Караван+Я» Геннадий Климов.
    — Геннадий Андреевич, вы были на открытии центра?
    — Да, я был. Речной вокзал подремонтировали, сменили шпиль, крышу. Внутри сломали все перегородки, и открылся поразительный внутренний объём. Недаром это памятник архитектуры конструктивизма. Речной вокзал был построен в 1935-1938 годах архитекторами Гавриловой и Райским, конструктором Петраковым, инженером Тиграновым. Наш Речной вокзал — один из наиболее выразительных сооружений советского времени.
    Я был во многих музеях мира и могу сказать, что это здание как специально сделано для музея мирового уровня. Твери очень не хватает общественных мест, где бы функционировала общественная и культурная жизнь региона. Открытие такого зала позволит проводить здесь выставки федерального и мирового уровней. Это способ преодоления ощущения второсорт-ности и ущербности местной культуры. Для Твери это очень актуально.
    — Вы что-то знаете о случившемся скандале?
    — Священник Успенского собора и казаки выразили бурное возмущение одним экспонатом. Там из строительной сетки было создано своеобразное объёмное панно, на котором 13 мужчин сидят на табуретках за столом и смотрят на график, нарисованный на стене. При этом художник находится как бы за спинами. В принципе, на этот экспонат никто не обращал внимание, пока отец Пётр не разглядел в нём намёк на библейский сюжет «Тайная вечеря». Вышел скандал.
    Отчасти думаю, что Марат Гельман и рассчитывал на такую реакцию. Современное искусство рассчитано на провокации. Сегодня так много информационных шумов, что требуется особая изобретательность, чтобы привлечь к себе внимание. Хотя мне показалось, что в этом барельефе есть и глубинный смысл, который вряд ли осознают и священник, и художник.
    — Так вам понравилась идея Марата Гельмана?
    — Я видел его Центр современного искусства в Перми. По сравнению с ним, в Твери получилось лучше. Хотя само здание в Твери более замысловатое, и само по себе больше впечатляет.
    Выставка «Recykle» посвящена теме мусора. Из мусора сделаны многие экспонаты. Современное искусство есть отражение сознания современных людей. На улицах то, что мы имеем в головах. В этом смысле выставка очень концептуальная. Человеческое сознание истончилось, человеческий мозг зашлакован потоком лживой информации, которая обрушивается на сознание. Религии, которые, по существу, исполняли роль «антивирусных программ», «взломаны» и уже не в состоянии защитить человеческое сознание, душу.
    Настоящее искусство оно же тоже от Бога. Хотя внешне выставка Марата напоминает всего лишь эксперименты в городском дизайне, Божью волю внимательный наблюдатель может заметить. В том же панно, вокруг которого разразился скандал, тоже есть скрытый от непосвященных смысл.
    — Вы можете приоткрыть тайну этого панно?
    — Это слишком сложно для современных людей. Хотя, если кто осилит, пожалуйста. Каноническое изображение «Тайной вечери» — это Иисус Христос сидит в окружении 12 апостолов лицом к зрителю. Но к кому они обращены лицом? Что они рассматривают из глубины веков? Наблюдающего за ними современника? Именно так. Преобразившегося человека, после того как он понял смысл слова «любовь». Именно любовь принёс в мир Иисус Христос. Двенадцать апостолов вместе со своим учителем смотрят как бы в наше время из глубины веков, на нас, носителей искры Божьей. Автор, по всей видимости, человек крайне чувствительный, но атеистической авангардной культуры, поместил себя за спины участников тайной вечери.
    Христиане уже встретили Мессию, а иудеи его только ждут. Поэтому психологически такие люди помещают себя за Христом. Для них он еще впереди.
    То, что все они рассматривают график на стене, тоже символично. Есть четыре мировые религии: христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Все они разновидности единобожия находятся в определённой зависимости и гармонии. Так устроена биосфера. Но есть пятый элемент. Это пятая религия — пятая аватара Бога – современная наука и её форма – атеизм. Атеизм – это тоже религия. Иисус Христос видит мир во всём его многообразии, а художник, будучи атеистом, видит только 1/5 спектра – математический график на стене. Надо оставить эту картину в музее навсегда, к ней можно водить прихожан церквей и студентов для изучения истории единобожия. Об этом тайном смысле автор, может быть, не догадывается – у художников всё это происходит на уровне подсознания.
    ;- Так почему такая реакция у православного священника соседнего храма?
    — Я думаю, что здесь меркантильные эмоции возобладали над здравым смыслом. Речной вокзал расположен в центре Твери, на стрелке, образуемой реками Волга и Тверца. Там, где ранее стоял древний Отроч монастырь (от него сохранился лишь Успенский собор). У местного батюшки были планы весь квартал сделать огромным монастырём и включить в ансамбль Речной вокзал.
    Я думаю, что это неверное решение и беспочвенные мечты. Не должно быть монастырей в центре города. Монастыри они для молитвы, а молиться надо в уединении. К тому же Отроч монастырь существовал в те времена, когда Тверь располагалась в основном на правом берегу, а монастырь был в отдалении на левом. Сегодня это важнейшее место городской среды, которое надо оборудовать для жизни и духовного развития современников. Дороги к себе Бог прокладывает разные. В том числе дорога может пролегать и через современное искусство. Важен пастор, который укажет путь. Советую отцу Петру думать об этом, а место нового монастыря укажет Бог. Это Его промысел.
    

 

Варвара МЕДВЕДЕВА

37 0
Лента новостей
Прокрутить вверх