В городе прошел уникальный театральный фестиваль
C 15 по 19 сентября Тверь принимала у себя театральный фестиваль «Колесо». Во второй раз, но в совершенно ином формате. Если в прошлом году программа сплошь состояла из спектаклей тверского ТЮЗа, то в этом свои постановки представили восемь театров со всей России, что сделало фестиваль уникальным не только для последних лет, но и чуть ли не для всей театральной истории города. За пять дней зрителям были представлены десять спектаклей. Остановимся на некоторых из них.
КЕМЕРОВО: ГУЛЯЙ, ДВЕРЬ, ГУЛЯЙ, КУХНЯ
Открыла фестиваль постановка «Старший сын» по Александру Вампилову в исполнении Кемеровского театра для детей и молодежи.
До начала спектакля внимание привлекает интересное художественное решение – уходящая в глубь сцены железнодорожная платформа в сопровождении столбов ЛЭП, – которое, к сожалению, практически никак не обыгрывается. Динамичный старт сменяется размеренным действием, прерываемым лишь еще более размеренными лирическими сценами.
Играют артисты под стать выбранному ритму – ровно, аккуратно… и в итоге весь спектакль не покидает ощущение, что режиссер актерам чего-то недодал, а две работы, в которых можно говорить о создании образа (Денис Казанцев в роли Сарафанова и Максим Голубцов в роли Сильвы), сделаны «актерски». Ощущение это усиливается «гуляющей» из одного угла в другой входной дверью и аналогично перемещающейся в пространстве кухней. Что ж, как говорится, есть над чем работать…
АРХАНГЕЛЬСК: «ВЫ НЕ ЧИТАЛИ? МЫ ВАМ РАССКАЖЕМ!»
Вечером второго дня Архангельский молодежный театр показал «Капитанскую дочку» по Пушкину – спектакль камерный, но в итоге сыгранный на большой сцене: 4 ряда стульев для публики поставили прямо на авансцену.
Недраматургическая основа и «программность» произведения, видимо, предопределили представленный зрителям литературный театр, в основном укладывающийся в формулу «Вы не читали? Мы вам расскажем!». Весь спектакль все без исключения актеры находятся на сцене и практически все первое действие (из трех) не покидают свои стулья за расставленными полукругом разномастными столами.
К счастью, развивающийся сюжет, сыгранность актеров и приближенные к драматическим работы Татьяны Харитоновой (Маша), Степана Полежаева (Пугачев) и умело меняющего маски Александра Берестеня не дают заскучать и позволяют школьникам покидать зал с приятным чувством прочитанного Пушкина.
ЕКАТЕРИНБУРГ: «SOUNDDRAMA» И ОКОННАЯ РАМА
Третий день позволил публике прикоснуться к одной из самых ярких театральных фигур сегодняшнего дня – Николаю Коляде, известному неискушенному тверскому зрителю разве что по комедии «Баба Шанель», идущей в Народном театре драмы.
Коляда, как говорится, и швец, и жнец. Он и создатель екатеринбургского «Коляда-театра», в котором он с полным правом может сказать: «Театр – это я!» – и более чем плодовитый драматург, и основатель Международного конкурса драматургов «Евразия». Вот и фестивальный спектакль был поставлен (правда, приглашенным режиссером) по его монопьесе «Девушка моей мечты» с одной из ведущих актрис его театра – Тамарой Зиминой.
Моноспектакль – это всегда непросто, но Зимина справляется со своей задачей достойно. Благо пьеса писалась специально для нее. В помощь актрисе отряжены четыре представителя младшего поколения «Коляда-театра», которые отвечают за заявленный создателями жанр «soundrama», обеспечивая живое музыкально-ритмическое сопровождение действа, и помимо прочего не позволяют актрисе быть на сцене ну совсем уж одной.
Оформлен спектакль старыми оконными рамами (в весьма любимой Колядой манере «чем бог послал») с опять же типичными и любимыми им элементами стиля «современный русский лубок» в виде ковра и китайской новогодней гирлянды, что, впрочем, в данной постановке выглядит весьма уместно.
РАМТ: ВЗРОСЛЫЕ И НЕМНОГО СТАРЫЕ
Одним из последних свою работу представил организатор и флагман фестиваля – Российский академический молодежный театр (РАМТ). Его постановка «Леля и Минька» по рассказам Зощенко заявляется как спектакль для семейного просмотра и в полной мере такое заявление оправдывает.
Это спектакль, где дети в историях почти вековой давности с удивлением узнают себя, а взрослые вернутся в детство. Написанные в форме воспоминаний рассказы заставляют «взрослых и даже уже немножко старых» героев (Дмитрий Кривощапов и Анна Ковалева) перевоплощаться в тех самых Лелю и Миньку, которыми они были много-много лет назад…
Наполненный изобретательным действием, интересными визуальными моментами и прекрасной музыкой Рахманинова и Моцарта, спектакль вместе с тем не остается в рамках легкого жанра, тонко и ненавязчиво подавая воспитательные моменты зощенковской прозы.
Подводя итоги, хочется сказать, что наши тверские театры на фоне коллег выглядят достойно и, во всяком случае, ничуть не хуже. Жаль только, что жители Твери часто забывают, какая это роскошь для небольшого городка – целых три разноплановых государственных театра, не говоря уже о целом ряде интересных и самобытных самодеятельных коллективов.
Евгений ВЫЧЕГЖАНИН