Какой должна быть набережная Волги
В любом городе, стоящем на реке, любимое прогулочное место – это набережная. Но в Твери по берегу Волги с каждым годом гуляет все меньше горожан – они предпочитают проводить время дома и в гипермаркетах. Почему это происходит и как с этим бороться – мы узнали у тверских экспертов в рамках нового проекта «Каравана» «Обустроим город вместе»
«УБРАТЬ ПИВНУШКИ, ПОСТАВИТЬ МЕБЕЛЬ»
Никита МАЛИКОВ, архитектор:
– Для примера возьмем набережную Афанасия Никитина от городского пляжа до Речного вокзала. Стоит учитывать, что Речной вокзал и городской пляж – это «якоря» для молодежи. Однако на этом отрезке набережной нет парка как такового. Есть лишь несколько параллельных дорожек. Суть этих дорог: они отремонтированы, на них даже есть лавки, растут деревья, кусты и трава. Причем кусты выглядят, как пудели, точно никто за ними не ухаживает. Сегодня эти дорожки притягивают мамаш с колясками, спортсменов (рядом расположено несколько спортплощадок), пенсионеров и тех, кто хочет выпить пивка.
Чтобы сделать из всего этого парк, нужно создать центры притяжения для людей.
1. Учесть интересы всех жителей. Поделить парк на несколько зон, объединив их между собой дорожками. Это может быть: зона с рампой для скейтбордистов; в парке у Речного вокзала сделать площадку для общения молодежи, при этом можно расставить лавочки по кругу; площадка для выгула собак; для родителей с детьми – тихая зона для прогулок с шумоизоляцией и бесплатными неубиваемыми горками естественных цветов (а не ядовитых, как сейчас); летний кинотеатр; площадку у воды для молодоженов, где они спокойно могут провести фотосессию; велопрокат; газоны, где можно лежать.
2. Дорожки лучше сделать асфальтовыми, а не прокладывать их плиткой, чтобы можно было смело кататься на роликах.
3. Летних кафе, а точнее «пивнух», не должно быть на набережной. Либо предлагаю ставить красивые временные кафе с разной кухней, но без алкоголя. Достаточно даже просто сделать ларьки с едой, около которых поставить барную стойку максимум на 2-3 человека, чтобы люди не сидели на месте. Все-таки набережная – место променада.
4. Сегодня пешеходная зона набережной находится слишком далеко от воды. Нужно спустить дорожки ниже.
5. Должны обязательно быть велодорожки.
6. Предлагаю поставить на набережной уличную мебель: столы, стулья, лежаки, лавочки. Скамейки должны быть разные: многоярусные для компаний, обычные лавки, провальные лавки, лежаки. Сейчас на набережной стоят лавочки, дизайн и форма которых не совсем понятна. У них нет спинок, они на 10 сантиметров выше, чем должны быть. На них невозможно отдыхать.
7. Здесь сделана одна большая клумба, но лучше сделать множество маленьких. В Европе есть такая практика: людям отдают участок в аренду (платно), а они сажают там все что угодно, а затем собирают урожай.
Для того чтобы создать хороший парк, нужно собрать группу специалистов: планировщиков, архитекторов, психологов, социологов и т.д. Причем средства на все это можно найти в городском бюджете. А в итоге прибыль от ларьков, кафе, прокатов, садовых участков, площадки для молодоженов окупит все затраты.
«НАБЕРЕЖНУЮ НАДО ПРОДЛИТЬ И ЗААСФАЛЬТИРОВАТЬ»
Мария ОРЛОВА, главный редактор журнала «Бизнес Территория»:
– Раньше, когда Волга была прежде всего транспортной артерией, ее берега в Твери использовались в основном как промышленная зона. С тех пор мало что изменилось, вдоль Волги по-прежнему стоят: Тверской вагоностроительный завод, мелькомбинат и т.д. Разве что баржи уже не ходят, и прибрежная зона предприятиям не нужна.
На мой взгляд, нужно продлить набережную по всему берегу, из одного района Твери в другой, и сделать удобной для передвижения пешком и на велосипедах. Я, например, давно купила себе палки для нордической ходьбы, но так и не нашла для занятий подходящее место в Твери. С удовольствием прошла бы вдоль всего «тверского побережья», но сегодня это небезопасно, дорожек во многих местах нет, все очень замусорено.
Сейчас на берегу Волги нет почти ни одного кафе. Сегодня из-за того, что набережные не являются полноценной рекреационной зоной, кафе в этих местах долго не выдерживают. Например, со скоростью света меняются общепиты на месте когда-то популярных ресторана и десерт-холла на набережной Степана Разина.
А заведений общепита здесь должно быть много – но не пластиковых шатров, где продают пиво и шашлык. Должны быть симпатичные кафе, с летними террасами и с разнообразной кухней, на все ценовые категории. От просто выпить чаю с пирожком, до хорошего ресторана с речной рыбой. Не хватает кафе на дебаркадерах, хотя они есть в других волжских городах, например, в Ярославле.
Как говорят профессиональные урбанисты, на прогулке все равны – и бедные, и богатые, и старые, и молодые. Набережная – зона истинной демократии, и повезло городу, где есть набережная. Твери повезло особенно, мы первый город на главной реке Евразии, Волге. Но совершенно не умеем извлечь из этого свою выгоду.
Раньше все тверское руководство гуляло пешком по набережной, здесь можно было встретить и покойного мэра Твери Александра Белоусова, и покойного губернатора тверской области Владимира Платова. А сейчас никто не гуляет – чиновники смотрят на город только из окна автомобиля. В машины людей загоняет городская скука, они предпочитают прятаться там от обшарпанных фасадов, разбитых тротуаров, где сквозь асфальт проглядывает булыжная мостовая ХIХ века, от мусора и крыс. Да, на набережных Твери можно увидеть крыс! И это – в ХХI веке!. Даже летом жители Твери гуляют не по набережным, а по торговым центрам – это синдром неинтересного города. На Западе уже много лет борются с «синдромом городской скуки», а в Твери даже не знают, что такой бывает, – хотя город давно болен этой болезнью.
«ОТДАЙТЕ БЕРЕГ ПЕШЕХОДАМ И ВЕЛОСИПЕДИСТАМ»
Александр ЕГОРОВ, руководитель общественной организации «Лаборатория Удобный город»:
1. Предлагаю построить широкую лестницу со Старого моста на городской пляж.
2. Обустроить деревянный спуск на пляже к воде с широкими ступенями, на которых можно сидеть.
3. Запретить движение автомобилей по пешеходным зонам на набережной. Это относится к кафе, которые находятся в пешеходной зоне. Для этого необходимо установить аккуратные столбики.
4. Обеспечить нормативное качество воды на пляже. Сейчас все городские пляжи официально закрыты, потому что не проходят требования СанПиНа по качеству воды. Городской администрации пора перестать игнорировать эту проблему и начать строительство очистных сооружений как для ливневых канализаций, выходящих непосредственно на пляж, так и выше по течению Волги.
5. Установить деревянные кубы для сидения на сходах.
6. Я вижу набережную в едином исполнении, но с разбивкой на различные зоны, между которыми приятно будет прогуливаться по извилистым дорожкам, окутанным зеленью и уютными общественными пространствами. Здесь хочется видеть всего понемногу. Это и чистые песчаные пляжи, и оборудованные места для загорания, и современные уличные кафешки, и велопрокат, и детские площадки, и игровые спортзоны, и зоны для релакса с книжкой под тенью деревьев, и многое-многое другое.
7. Безусловно, на набережной должен работать прокат велосипедов. Сейчас он есть у Старого моста. Можно и даже нужно делать еще, с каждым годом спрос на такие активити будет лишь расти.
8. Сейчас на набережных мы видим в основном кафе шатрового типа с шашлыком и музыкой, где танцуют граждане «под мухой». На самом деле это прошлый век, а набережным, помимо таких заведений, нужны в первую очередь современные легкие кафе с летними верандами, плетеными креслами, чаем, пледами и видами на водную гладь.
Отдельно стоит упомянуть домики с прохладительными напитками, а также передвижных мороженщиков на велосипедах, которые добавляют набережным немного сказки.
9. Автомобильной зоны на набережной быть, само собой, не должно. Машины необходимо относить как можно дальше от акватории рек, а набережные с прекрасным вдохновляющим видом отдавать пешеходам и велосипедистам.
10. Наиболее интересным проектом по преобразованию тверских набережных мне видится продление набережной из городского сада за стадион «Химик», с благоустройством берега Тьмаки от места впадения в Волгу до центрального рынка и ул. Желябова. А также включение этой зоны в единую пешеходную прогулочную зону, опоясывающую исторический центр города
Такой проект, на мой взгляд, сможет вдохнуть новую жизнь в повседневную обыденность города, привлечет большое число туристов, за ними – инвестиции.
Екатерина СМИРНОВА