Авторитет или слуга?

07.10.2014, 13:05

Не смейте обижать учителей

Почему в России больше не любят педагогов

 

5 октября отмечался День учителя, и по Твери даже развесили милые баннеры с поздравлениями. Вместе с тем система образования – одна из самых хрупких и неустойчивых в стране. Со времен распада СССР ее то и дело реформируют, и конца этому процессу пока не видать. «Караван» узнал у тверских учителей, как за последние годы изменились школьная программа, зарплата педагога, статус учителя и, конечно, дети.

 

«В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ ВСЕ ПРОЩЕ»

 

Любовь БОЛЬШАКОВА, учитель географии и биологии Выдропужской общеобразовательной школы Спировского района:

– Дети всегда дети. Сейчас они, конечно, стали более продвинутыми и коммуникабельными. Поначалу кажется, что с ними сложно будет найти контакт. Но после длительного общения ясно, что это обычные добрые и открытые ребята, какие были и 10, и 20 лет назад.

Зато у родителей сильно поменялось отношение и к учителям, и к школе. У педагога уже нет прежнего высокого статуса. Родители часто говорят о своих правах, но почти все забывают о своих обязанностях в воспитании ребенка. Правда, в сельской школе дело все проще – ведь люди хорошо друг друга знают.

Содержание школьной программы не изменилось, обновилась только форма подачи материалов с появлением техники: компьютеров, интерактивных досок, Интернета и т.д.

Реального повышения зарплат мы пока не заметили, так как финансирование школы подушевое, а число учеников с каждым годом не увеличивается – скорее, наоборот.

 

«ДЕТИ РАЗУЧИЛИСЬ ГОВОРИТЬ»

 

Николай ШУВАЛОВ, директор и учитель истории средней школы №7 Твери:

– За последние годы дети не сильно изменились: всегда были отличники, отстающие и «середнячки». Единственная проблема в том, что дети разучились связно говорить. Задаешь вопрос – отвечают, а самостоятельно построить свой ответ не могут. Возможно, это связано с тем, что подростки сейчас очень мало читают и общаются по большей части через социальные сети в Интернете.

Что касается зарплат, то на государственном уровне они изменились, но по факту сильных повышений нет. В процентах звучит красиво, но в переходе на реальные деньги все не так. Правда, учителей спасают стимулирующие выплаты.

 



«Все решает грамотная агитация»

 Алла ГЕРАСИМОВА, заведующая практикой в Бежецком педагогическом училище:

 – Сейчас профессия учителя стала не такой престижной и популярной, как раньше. Но основной пик снижения учащихся в педагогических учебных заведениях прошел.

Очень много решает реклама. Мы лично агитируем школьников поступать в училище. Создаем бригады из студентов, преподавателей и ездим по районам с презентацией. Рассказываем о наших специальностях, о возможностях трудоустройства и о том, как можно провести досуг. По возможности выступаем на родительских собраниях в школах Бежецка и во всей северо-восточной зоне Тверской области: Кашинском, Молоковском, Краснохолмском районах.

В основном к нам идут после 9-го класса, но есть и те, кто переводится из вузов. Мы стараемся участвовать во всех городских мероприятиях, так как там привлекаются и школьники, и студенты ссузов. Традиционно проводим дни открытых дверей. Агитацию начинаем с младших классов, приходим на «часы рассказа о профессиях».

Мы также проводим обучение специалистов дошкольного образования: воспитателей, гувернеров и работников малокомплектного дошкольного учреждения (небольшие детские сады). По данному заочному направлению проходят переподготовку специалисты со стажем. При этом у нас очень высокие показатели устройства студентов по специальности – в среднем 47–50%.



 

«СТАТУС УЧИТЕЛЯ СНИЖАЮТ СМИ»

 

Лариса РЯПОЛОВА, завуч и учитель русского языка средней школы №53 г. Твери:

– В последние годы сильно изменилось отношение родителей к школе и учителям.

Из-за этого и дети все меньше уважают школу. Теперь родители и дети могут спокойно пожаловаться на учителя, хотя часто их претензии не обоснованы.

Что касается гаджетов и новых технологий – я не считаю, что они мешают обучению. Если контролировать ребенка, то и Интернет, и компьютеры идут на пользу.

Программа же за последние годы мало изменилась, она прежняя, причем для некоторых учеников достаточно сложная. Раньше (примерно 20 лет назад) были требования школы к выпускнику, а университета – к абитуриенту. Сейчас сильно увеличилась разница между ними. В образовательных стандартах нет набора знаний, которые нужны в жизни. А родители слишком многого требуют от детей, все хотят, чтобы они поступили в вузы. Рабочих мы не готовим, что вы, все специалисты! В реальности такого быть не может.

 Статус учителя пытается повысить государство, но его сильно снижают СМИ. Достаточно посмотреть, как показывают учителей по ТВ. Все эти сериалы и фильмы, в том числе и по центральным каналам… Я уже не говорю о передаче «Пусть говорят», где частные истории учителей превращают в сенсации: создается ощущение, что так поступают во всех школах.

А зарплата учителя не повышается, в среднем оклад – 7242 рубля. Зато повысился стимулирующий фонд. Но тут, как говорится, чтоб полопать, нужно и потопать. А если в школе много «топающих» учителей, то и стимулирующие распределяются на всех, а это совсем небольшие деньги. Вообще, учитель должен работать на одну ставку, тогда он не распыляется на все подряд и качество образования не страдает. Но, увы, в нашей стране это пока невозможно.

 

«СТИМУЛИРУЮЩИЕ ТОЛЬКО НА СЛОВАХ»

 

Юлия СМИРНОВА, учитель химии и биологии Молоковской средней общеобразовательной школы:

– Сейчас детям интересен только компьютер: они не хотят ни учиться, ни гулять, ни развлекаться. Родители в свою очередь не особо занимаются воспитанием и считают, что их дело только родить, остальное должна делать школа. Поэтому с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты, которые сильно поменяли программу, стало сложнее. Новые стандарты учат детей самостоятельно думать и изучать материал, а они к этому не привыкли.

Зарплаты не повышаются, а стимулирующих у нас в школе, можно сказать, нет. Финансирование подушевое, большое количество денег уходит на содержание немаленькой по площади школы. Если раньше нам выдавали 80 тысяч стимулирующих в месяц на всех учителей, то сейчас дали 200 тысяч на весь год на всю школу. Официально стимулирующая часть должна составлять 30% от зарплат учителей, но и этого у нас нет.

Екатерина СМИРНОВА

33 0
Лента новостей
Прокрутить вверх