Полотно трещит по швам
Как трасса М-11 разрушает дороги в Бологом
Инициативная группа «Убитые дороги» борется с администрацией Бологовского района за качество асфальтового покрытия и против нашествия большегрузов. Дело в том, что буквально в паре километров от райцентра строится новая скоростная трасса М-11. Она заденет несколько районов Тверской области, и везде есть недовольные, но в Бологом жители бунтуют активнее всего.
АСФАЛЬТ РАСПОЛЗАЕТСЯ ПОД МАШИНАМИ
В перспективе М-11, суперсовременный платный автобан, должен стать альтернативой трассы М-10 Москва – Санкт-Петербург. Однако новую трассу прокладывают, не обращая внимания ни на жалобы местных жителей, ни на Бологое в принципе – словно это не город, а трущобы.
М-11 со скандалом уже прорезала Химкинский лес. За этот клочок зелени билась вся страна и даже вроде как Путин с Медведевым. Но в итоге обещания о сохранении леса остались пустыми.
С таким же цинизмом строители пришли и в Бологое. По всему городу, начиная с ноября 2013 года, курсируют огромные четырехосные самосвалы. Каждый из этих дизельных монстров способен перевозить до 40 тонн песка и щебня. Да и собственный вес самосвала более 10 тонн. В Интернете появилась куча фотографий и впечатлений очевидцев о том, как безалаберно ведут себя строители, выкладывая дорогу для бизнесменов и олигархов и разрушая пути для обычных жителей. Причем ездят эти многотонные грузовики по городу ночью, создавая адский шум. А днем стоят припаркованные чуть ли не у местной администрации.
Что касается местных чиновников, то они, как говорят активисты, изображают, что ничего не происходит. По словам Павла Яковлева, депутата городского совета и одного из лидеров «Убитых дорог», местные «магистрали» захирели при новом главе администрации города Бологое Михаиле Новожилове:
– Прежний глава администрации Вадим Попков понимал, что мнение жителей важно, мы регулярно принимали участие в официальных заседаниях. Следили за тем, чтобы дороги относительно качественно ремонтировали летом и чистили от снега зимой. Новожилов с народом не общается, нашу инициативную группу возвели в стан врагов, мол, мы на стороне жителей. А вы тогда на чьей стороне? Ведь местные власти должны сами защищать бологовцев! Итоги однобокого подхода налицо: в 2014 году на некоторых участках укладывали некачественный пористый асфальт в лужи, также укладывали новый бордюр, который тоже скоро развалится, – поясняет Павел Яковлев.
По словам Павла, администрация позволяет выигрывать тендеры на строительство дорог, а также и на другие виды деятельности, например, на ремонт домов и трубопроводов одной и той же организации – ЗАО «Викон». Асфальт, который укладывает эта фирма, напоминает средний щебень в гудроне. Дороги после такого «ремонта» буквально расползаются под весом автомобилей.
По слухам, представители фирмы «Викон» – желанные гости в кабинетах чиновников. Иной раз они специально укладывают асфальт в лужи, чтобы покрытие быстрее развалилось и их снова пригласили на ремонт.
– Как депутат, я писал запросы в администрацию Бологого о том, чтобы предоставили список улиц, ремонтируемых в 2013 году, акты приемки выполненных работ и копии договоров, в которых указано, кто и как ремонтировал дорожное покрытие. Однако глава администрации отказал мне, обвинив в превышении должностных полномочий и прочей галиматье. Примерно такие же ответы получали и другие бологовцы, – рассказывает Павел.
«Люки провалились в асфальт, зато щебень для взлетных полос»
Эксперты Народного фронта проверили качество ремонта дорог в Бологовском районе и сделали вывод, что 40 млн рублей были просто закатаны в асфальт.
На Совхозной улице асфальтобетонную смесь дорожники уложили на неочищенное от пыли и грязи и необработанное битумной эмульсией основание. В результате после законченного только 25 сентября ремонта новое покрытие стало разрушаться, на нем возникли выбоины. Также не были выполнены работы по укреплению обочины: покрытие оказалось не защищено от проникновения влаги и грязи, в результате на нем уже появились трещины. На такой «ремонт» администрация Бологовского района потратила 3,1 млн руб. Причем летом местные власти уже провели на этом месте ямочный ремонт, который обошелся бюджету в 1 млн руб. Стоит отметить, что составителем сметной документации для закупочных документов в соответствующем конкурсе оказался его будущий победитель.
Активисты также увидели, что дорожное покрытие на всем протяжении улицы 2-я Загородная растрескалось, имеет выбоины и ямы, некоторые люки провалились в асфальт, а некоторые не закрыты, что представляет прямую угрозу безопасности движения. Между тем всего два года назад на ремонт этого участка дороги было выделено 31,9 млн руб. (сумма муниципального контракта). К настоящему времени из этой суммы освоено более половины средств – 16,9 млн руб., и тем не менее состояние дороги ничуть не улучшилось. Кроме того, проектной документацией был предусмотрен ремонт колодцев, существующих водопропускных труб. Также осуществлено покрытие дороги прочным щебнем марки М1000, что было, по мнению экспертов ОНФ, нецелесообразным, поскольку такой материал используется при строительстве магистральных дорог или взлетных полос. Очевидно, что на данную дорогу можно было уложить более дешевый щебень и при этом сэкономить бюджетные деньги.
На улице Дзержинского активисты зафиксировали, что вся асфальтобетонная кромка тротуара ломается, а толщина покрытия на тротуарах местами не превышает 2,5 см, хотя по нормативам она должна составлять не менее 4 см. Оказалось, что при выполнении работ на сумму 1,13 млн руб. по устройству тротуаров с установкой бортовых камней подрядчик установил их только со стороны проезжей части, другой край закатав тонким слоем из асфальтобетонной смеси.
Эксперты проекта «За честные закупки» отмечают, что нарушения, допущенные при ремонте дорог, не исправляются. А сложившаяся практика такова, что районные власти не обязывают подрядчиков перекладывать некачественный асфальт за свой счет, дороги если и латаются, то за счет бюджета.
– Контроль качества ремонта дорог в городе Бологое Тверской области наглядно показал, как бюджетные деньги буквально «закатываются в асфальт». В данном случае речь идет о «похороненных» четырех десятках миллионов рублей. И это проблема не только Тверской области. Первые результаты проверок, проведенных нашими региональными активистами в различных субъектах Федерации, показывают, что подобное происходит повсеместно. При этом мы уже выявили ряд характерных схем по«прокачиванию» бюджетных денег через липовые ремонты автодорог – это станет предметом отдельного разбирательства. По результатам инспекции в Тверской области мы направим обращения в адрес главы Бологовского района и губернатора с просьбой обратить внимание на факты, выявленные активистами ОНФ, и навести порядок в организации дорожного строительства и ремонта, – отметил руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.
ПЕСОК ДОБЫВАЮТ НЕЗАКОННО?
В апреле 2014 года к решению проблемы бологовских дорог подключился депутат Госдумы Александр Васильев, лидер движения «Убитые дороги России». От его имени были отправлены письма губернатору Тверской области Андрею Шевелеву и генпрокурору Юрию Чайке.
– После писем Васильева наши чиновники немного засуетились и сподобились сделать ямочный ремонт в самых разбитых местах. Но качество ремонта вновь не соответствовало нормативам – асфальт снова оказался рыхлым, – вспоминает Павел. – Сегодня мы продолжаем собирать фотографии, как укладывали асфальт в Бологом в этом году. Мы будем обращаться и в Роспотребнадзор, и в Ростехнадзор, и в прокуратуру. Вне зависимости от позиции администрации продолжим борьбу за качество дорог.
По строительству трассы М-11 вопрос также поднимался неоднократно, Павел Яковлев делал депутатский запрос на имя Новожилова о предоставлении акта о первоначальном состоянии дороги – чтобы после завершения работ подрядчик восстановил разбитые от тяжелых самосвалов дороги. Есть у Бологого и другой «скелет в шкафу»: говорят, в районе ведется незаконная добыча песка для новой трассы (вот почему грузовики работают ночью). По слухам, хищническая разработка карьеров унесла с собой несколько жизней.
– После нескольких запросов местная прокуратура начала шевелиться – для отвода глаз собрали какое-то заседание, пригласили областную газету и сделали вывод, что песок роет какой-то мужик с лопатой. Удивительный вывод – особенно если учесть множество фотографий спецтехники на этих карьерах, затем в городе, а затем с этим же песком на месте строительства, – комментирует Павел Яковлев.
Стоит отметить, что депутаты, общественность и СМИ смогли надавить на Новожилова: дороги закрыли для грузового транспорта весом свыше 12 тонн. Но это было сделано лишь на три недели – на время весенней распутицы. Затем местное ГИБДД разрешило самосвалам возить песок и щебень на стройку. По словам активиста «Убитых дорог», эта акция также носила фиктивный характер.
– Я делал запрос и в ГИБДД. Мне ответили. Оказалось, что за три недели было остановлено 30 машин… Смешная цифра.
Самое неприятное, что в этой истории продолжают страдать жители Бологовского района, особенно достается жителям поселков, которые стоят на пути между карьерами и стройкой: Березайка, Гузятино и другие. Самосвалы разбили дорогу до такой степени, что в поселки не могут проехать ни автобусы, ни низкопольные легковушки, ни «Скорая помощь».
«Караван+Я» следит за развитием событий.
Павел КИРИЛЛОВ