Как в горсаду спасали тверской трамвай
7 октября, в день рождения Путина, в горсаду тверские профсоюзы собрались на митинг, главной темой которого стало спасение трамвая. Митинг продлился, как было согласовано, 45 минут – многие участники даже не успели выпустить пар
«ЗАРПЛАТУ ДАВАЙТЕ НАМ, ЗАРПЛАТУ!»
Медики, учителя, работники культуры, сельхозработники, машиностроители, ну и, конечно же, транспортники – в горсаду собралось около 15 организаций. Члены профсоюзов и местные политики выступали пафосно и, в общем, по делу. Они призывали взять под контроль сбыт молочной продукции местных производителей, реализовать модную идею о четырехдневной рабочей неделе и объединиться перед лицом санкций. Самая обсуждаемая тема митинга – ближайшее банкротство МУП «ГЭТ» и реальная опасность уничтожения тверского трамвая.
Напомним, предприятие испытывает финансовые трудности и нуждается в капитальном «апгрейде». Подвижной состав и трамвайные пути не ремонтировались 20 лет. До сих пор неясно: станет ли МУП «ГЭТ» банкротом, останется ли трамвай как транспорт и куда деваться 1200 человек в случае массовых сокращений.
Пламенные речи выступающих слушало около 300 зрителей, многие держали разноцветные флаги и транспаранты с лозунгами вроде: «Достойного будущего нашим детям, достойного настоящего нашей молодежи», «Достойную заработную плату», «Трамваю в Твери быть!», «Не можешь сохранить трамвай – давай, до свидания!», «Человеку труда – достойную зарплату!», «Сохраним сотрудников МУП «ГЭТ»».
Митинг закончился выкриками из толпы: «Зарплату давайте нам, зарплату!» – и коммунистическо-патриотической песней Кобзона «Я люблю тебя, жизнь».
Люди расходились неспешно, поэтому я успел поговорить с некоторыми участниками митинга.
Председатель контрольно-ревизионной комиссии Тверской организации КПРФ Сергей Котельников в буквальном смысле сматывает удочки – телескопические, на которых несколько минут назад развивались алые полотнища.
– Сотрудники МУП «ГЭТ» обратились к нам за помощью, и мы им не отказываем, подключили депутатов Государственной Думы, поддерживаем их и на местном уровне, – рассказал тверской коммунист.
Сквозь небольшие толпы бабушек, подпевающих фонограмме Кобзона, пробираюсь к депутату Законодательного собрания Артему Гончарову:
– Если не привлечь общественное мнение к этой проблеме – мы рискуем потерять сегодня городской электротранспорт. Мы не говорим «уберите маршрутки», мы просим хотя бы сохранить трамвай как транспорт с богатой историей и традициями, а также огромными перспективами. Губернатор незаконным образом поднял тарифы ресурсоснабжающих организаций, коим из бюджета было переплачено 40 млн рублей, и это частный пример, поэтому деньги найти можно. Для полного восстановления нужно 800 млн рублей, но сегодня речь идет о 100-200 млн рублей, чтобы начать работы. Деньги есть, найти 200 млн рублей для МУП «ГЭТ» реально!»
Тут же я встречаю председателя первичной профсоюзной организации Ларису Кузнецову.
– Нас должны услышать и помочь, – говорит она. – 27 ноября состоится суд, по его итогам станет ясно – войдет МУП ГЭТ в процедуру банкротства или нет. Если городские и областные власти дадут сумму в 200 млн рублей – мы будем спасены.
«ВО ВРЕМЯ ДРИФТА ЖИЗНЬ ЗА 4 СЕКУНДЫ ПРОМЕЛЬКНУЛА ПЕРЕД ГЛАЗАМИ»
На выходе из горсада случайно натыкаюсь на жизнерадостный квартет работниц МУП «ГЭТ». Несмотря на тяжелые времена, они смеются и не падают духом. Самая бойкая – водитель трамвая Оксана Кошевая делится впечатлениями с «Караваном»:
– Все выпустили свои эмоции, а по сути… Все так и останется, потому что отцам города ГЭТ невыгоден. Мы, водители трамваев, очень хотим работать, но, похоже, с нами попрощаются. Я на предприятии уже 20 лет. Кто там пустил корни – уходить не хочет, но пока наше будущее неизвестно.
– Сегодня на пяти маршрутах работает 31 трамвай. Если оставят только 5-й и 11-й маршруты – будет совсем невыгодно, улица Спартака останется неохваченной, – добавляет Ирина Травинская – диспетчер МУП «ГЭТ». – Маршрутчики не берут пожилых людей по льготным билетам, и мамам с колясками наши «братья и родственники» узбеки не откроют двери. Про безопасность и качество обслуживания я молчу… А наши девчонки ездят аккуратно (если и есть аварии, то по вине автомобилистов), в вагонах чистота.
Все недостатки трамвая работницы воспринимают с юмором, в частности, трамвайный дрифт, который происходит не по вине водителей, а из-за износа путей. Водитель Светлана совсем недавно дрифтовала на новом мосту, фото уже успело облететь Интернет:
– Не успеешь понять, что происходит – все так быстро. Кондуктор только успела перекреститься… Ей 74 года. Говорила потом, как жизнь промелькнула перед глазами за 4 секунды. Чему удивляться – 20 лет ничего не ремонтировалось. Город продолжает кормить обещаниями, отчитывается на бумажке, а ничего не происходит. Слесаря и мы пытаемся что-то ремонтировать, но возраст берет свое. Пару лет назад купили два новых трамвая: один не ходит, другой появляется на линии по праздникам. На эти деньги могли бы купить 10 подержанных вагонов в отличном состоянии, наши ремонтники довели бы их до ума, и эти трамваи радовали бы горожан до сих пор.
Зарплата у работников МУП «ГЭТ» пока регулярная, но индексации не было с 2007 года. В среднем водители получают 15000 рублей, кондукторы – 10000 рублей. Вспоминаю слова знакомого мне инженера по БДД в МУП «ГЭТ» Льва Клячева: «Люди, работающие на предприятии, – старой закалки, для них идея важнее денег».
Если так, то эти женщины способны на многое, даже на штурм чиновничьих кабинетов. Пока я общаюсь с квартетом, подходят другие работницы МУП «ГЭТ». Я в окружении: повсюду запах приторных женских духов. Водитель трамвая и лидер первичной профсоюзной организации МУП «ГЭТ» Марина Давыдова объясняет различия между маршрутками и МУП:
– Сегодня маршрутки существуют самостоятельно от города. Они набивают карманы живыми деньгами и при этом платят жалкие налоги за ИП, за мигрантов не платят ничего. Мы же хоть и зависим от города, но отдаем всю прибыль в казну, платим налоги, отчисления в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Глядя на сотрудниц МУП «ГЭТ», вспоминаешь хрестоматийное про «коня на скаку» и «горящую избу». Существует-таки «некрасовская женщина»: простота, но в то же время уверенность и даже грациозность рабочей женщины выглядят намного приятнее и убедительнее, чем нервные экзальтации и завышенные амбиции какой-нибудь кабинетной девочки. Рабочий сильнее офисного планктона по духу.
– Пошли работать, – кричит одна из водителей. Мгновение – и горсад опустел.
Павел КИРИЛЛОВ