Как за 40 лет изменилась «Венециановка»
В 2014 году Тверское художественное училище им. Венецианова отмечает 40 лет. «Караван+Я» побеседовал с его директором Натальей Сиротиной о буднях, праздниках и психологических особенностях юных художников
ПЕРВЫЙ КУРС РИСУЕТ ШАР, А ВТОРОЙ – ФАЗАНА
«Венециановка» построена на контрастах. Это видно даже по ее фасаду. Главное здание из красного кирпича датируется XVIII веком и считается архитектурным достоянием Твери. Его даже реставрировать так просто нельзя – лишь по распоряжению правительства, хотя местное руководство по мере сил следит за его сохранностью. Зато новый корпус училища – стильный, полукруглый, с колоннами цвета слоновой кости. Здесь расположены теоретические классы и мастерские для изготовления керамических изделий.
Внутри главное здание не менее занимательно. Современно укомплектованная приемная граничит с гипсовыми монументами древнегреческих богов. На стенах – картины, выполненные в технике масляной живописи и графики, и тут же – макеты и постеры, созданные на компьютере.
«Первую выставку мы представили в Тверском выставочном зале: она была посвящена художникам-преподавателям, ушедшим и ныне здравствующим. Затем в музее Лизы Чайкиной выставлялись работы из нашего личного художественного фонда: это лучшие картины наших учеников за 40 лет»
После звонка по коридору спешат ученики с папками и тубусами под мышкой. В расписании сегодня как «теория»: русский язык и литература, математика, биология, иностранный язык, – так и практика: рисунок, композиция, живопись, дизайнерское проектирование. Я медленно иду по коридорам и украдкой заглядываю в аудитории.
Студенты четвертого курса с натуры рисуют портрет пожилого человека. В другом классе работает группа второкурсников. На полу стоят чучела лисицы, фазана, глухаря. Ребята рисуют углем – непослушный инструмент тихо скрежещет по писчей бумаге. Следующий кабинет – первокурсники. Для них задача достаточно проста – нарисовать гипсовые геометрические фигуры: шар, конус, цилиндр.
Наталья Сиротина угощает меня горячим чаем с конфетами. На вопросы отвечает просто, но со вкусом, как настоящий художник:
– Скажите, пожалуйста, что нового появилось в «Венециановке» за последние 10 лет?
– На самом деле, немного, – говорит Наталья Георгиевна. – В искусстве любое новшество считается авангардом. Оно больше любит хранить традиции, и мы уверенно можем назвать себя заядлыми консерваторами. Одно из немногих новшеств, которое активно вводится в обучение, – это компьютеры и устройства для сканирования и распечатки изображений. Они нужны для занятий дизайном – но не более чем хорошие помощники. Ученики создают рисунок на бумаге, а потом дорабатывают на ПК. Компьютер не должен замещать человека, да ему это и не удастся.
Изменилась также учебная программа. Сегодня ребята не могут изучать дисциплину «Театр», попробовать себя в качестве реставраторов, но вместо этого появилась новая «Керамика», красивый и интересный вид декоративно-прикладного искусства.
За время существования училища здесь было всего два директора – Нина Степановна Костенко и я. Думаю, это плюс: так соблюдаются определенная стабильность и точная ориентированность, понятная коллективу.
«В искусстве любое новшество считается авангардом. Оно больше любит хранить традиции, и мы уверенно можем назвать себя заядлыми консерваторами»
«ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕСКОЛЬКО КАПРИЗНА И ЛЕНИВА»
– Как училище отметило юбилей?
– Известно, что музыканты отмечают дни рождения концертами, а художники – выставками. Первую выставку мы представили в Тверском выставочном зале: она была посвящена художникам-преподавателям, ушедшим и ныне здравствующим.
Затем в музее Лизы Чайкиной выставлялись работы из нашего личного художественного фонда: это лучшие картины наших учеников за 40 лет. Самая яркая, на мой взгляд, выставка называлась «Все звезды» и содержала работы наших выпускников тоже за 40 лет. Многие работают не в Твери, поэтому эта выставка помогла им встретиться.
В наших планах – выставка детских работ.
– Расскажите немного о ваших студентах. Какие они?
– Они личности. По крайней мере, мы пытаемся сделать из них что-то подобное: подчеркнуть их индивидуальность, понять ход их мыслей. Единственное – мы не разрешаем им вольности, противоречащие этике: слушать музыку на уроках, опаздывать, балагурить во время работы. Творческая личность несколько капризна и ленива, поэтому нужно ставить вопрос четко: пришел учиться – учись.
Лучшим примером для наших студентов являются выпускники.
Среди них хочу выделить иллюстратора Александра Кулемина, пейзажиста Сергея Зыбина, Всеволода Иванова, Владимира Дмитриева. Яркий пример – Михаил Михайлович Маршунов – портретист, профессор, преподаватель в нашем училище.
Срок обучения в «Венециановке» достаточно серьезный – 4-5 лет. Причем на учебу мы принимаем не только юных, но и вполне зрелых людей. Главное, чтобы человек имел базовые художественные знания и энтузиазм.
Анастасия ВИНОГРАДОВА