С премьеры драмтеатра толпами сбегали зрители
10 октября на большой сцене драмтеатра состоялась премьера спектакля «Мещанская свадьба». Спектакль, прямо скажем, нетривиальный, в духе модернизма первой четверти XX века. Заслуженный деятель искусств Валерий Персиков постарался адаптировать для тверского зрителя одно из произведений великого немецкого драматурга Бертольта Брехта.
Итак, действие происходит в Германии в период между мировыми войнами. Жители средней руки – городские обыватели – собрались за одним столом, чтобы отпраздновать свадьбу своих родственников и друзей.
Все началось с по-армейски синхронного приема пищи. Движение ложек перемешивалось с застольными немецкими песнями, и на секунду показалось, что перед нами не немецкие мещане, а английские чопорные аристократы.
Однако по мере развития действия в этой приятной дружелюбной компании начинают всплывать различные пороки. Желание перебивать друг друга за столом, ругань гостей – семейной пары, закончившаяся погоней по дому с метанием предметов в нерадивую жену. Глядя на это, жених с невестой успевают поссориться друг с другом, а под конец спектакля и со всеми гостями. В середине комедии герои сталкиваются с тем, что делать на свадьбе нечего – не спасает даже льющееся рекой вино. Как немецкие песни заканчиваются и герои начинают изъясняться по-русски, оказывается, что кроме плоских анекдотов про «вотерклозет» они мало что знают. По мере нарастания ссоры в такт с неудачно протекающей свадьбой рушится мебель, которую жених так долго и упорно готовил в свободное от работы время.
Причем жених настолько кичится своей топорно сделанной столовой мебелью, кривой люстрой и самодельным шкафом, что ставит на второй план свою невесту, в этом и раскрывается суть обывателя: мещанину главное – кичиться перед себе подобными, а «вечные ценности» отступают на второй план.
В целом данная «комедия без антракта» довольно скучна. Смешного в ней действительно мало. Да и реплики героев не впечатляют, не обошлось и без откровенно бездарных эпизодов, как, например, песня друга жениха о девушке, которая становится шлюхой. Именно после этой песни зрители начали сбегать со спектакля небольшими группами, убедившись, что достойного экшена им в этот вечер не увидеть. Первые ласточки не выдержали и часа. Но большинство все же осталось и затем делилось своими нелестными отзывами. Возможно, заслуженному деятелю искусств Валерию Персикову следовало бы ставить этот спектакль на малой сцене – он явно не для массового зрителя.
Павел КИРИЛЛОВ