Церковные разборки-2

11.11.2014, 13:17

В храме Трех исповедников продолжаются «чудеса»

Наши читатели помнят, как некоторое время назад мы обратились к теме внутрицерковной приходской жизни в Тверской митрополии (см. статью «Церковные разборки» – про судьбу прихода и сотрудников храма Трех исповедников в Твери)

 

Тема положения православных мирян редко «выплывает» на страницы СМИ. При том, что 90% населения считают себя православными, большинство из нас – «захожане», а не прихожане. Многие даже не понимают, как устроено внутрицерковное сообщество, например, что в церкви, как и во всем остальном окружающем мире, есть работники, зарплаты, действует Трудовой кодекс, и так далее.

Наша статья, поводом к которой стал трудовой конфликт работников храма Трех исповедников с руководителем этого храма о. Иковом (Степкиным), переросла свои рамки. Выяснилось, например, что в нынешней внутрицерковной жизни ничего не значат не только права руководителя хора, кассира, старосты и сотрудницы церковной лавки – но и права тех, кого во время службы торжественно именуют «благотворителями и благоукрасителями», людей, жертвующих на церковь немалые суммы. Не спрося их, снимают настоятелей храмов (до недавних пор настоятелем Трех исповедников был уважаемый тверской интеллигенцией о.Александр Шабанов). Мало того, без ведома прихожан храм становится из прихода «архиерейским подворьем» – в нарушение всех норм внутрицерковного и простого человеческого приличия.

Пока герои нашей статьи пытаются добиться правды в судах, антигерои идут вверх по карьерной лестнице. Нам стало известно, что иеромонах Иаков (Степкин), который, судя по рассказам своих бывших сотрудников, мало знаком с законами гражданскими и нравственными, ждет повышения по церковной карьерной лестнице – может стать викарным епископом при дряхлеющем митрополите Тверском и Кашинском Викторе. Поэтому, наверное, надо еще раз напомнить о том, что же происходило в храме Трех исповедников, а также рассказать о событиях, случившихся после публикации нашей давешней статьи – событиях трагикомических и нелепых. Иначе в положении, в котором оказались руководитель хора, завотделом распространения книг и утвари, работница прилавка и староста одного храма, окажутся в Тверской митрополии многие и многие.

Напомним суть происходившего в храме Трех исповедников. Первой пострадала регент Елена Соколова, руководившая здешним хором 17 лет – с самого возобновления служб, она пришла сюда с о. Александром Шабановым из храма «Белая Троица», как только эта церковь перестала быть шахматно-шашечным клубом. После прихода Степкина в хоре началась чехарда с зарплатой, потом многолетнему и заслуженному регенту зарплату и вовсе перестали платить. Затем – незаконное увольнение, восстановление на работе по суду, новое увольнение. Эта унизительная история тянется с 2012 года.

Татьяна Демина, в отличие от Соколовой, не была членом «старой команды» – она пришла в храм вместе с Иаковом Степкиным, до этого она работала в храме Серафима Саровского. Демина, завотделом распространения церковной утвари и литературы, быстро стала неугодной «отцу наместнику», видимо, потому, что пыталась делать ему замечания в той части, что касалась ее зоны ответственности.

Иаков Степкин пригласил на должность старосты и другою пострадавшую впоследствии от его произвола – Елену Губанову, женщину с большими связями в высших церковных кругах, одновременно работающую певчей в патриаршем Елоховском соборе. С Деминой и Губановой у смиренного монаха Степкина дошло чуть ли не до драки. С прошлого декабря Елена Губанова и Татьяна Демина не могут даже получить свои личные вещи, которые остались в рабочем кабинете. Обеим, Деминой и Губановой, не отдают трудовые книжки.

Драки, вызовы милиции вообще стали обыкновением для взаимоотношений отца настоятеля и сотрудников. Следующим объектом стала работница прилавка Галина Абшилава. Сначала она выступила как свидетель по делам Соколовой и Деминой, а потом и до нее дошли руки у иеромонаха Степкина. В прямом смысле этого слова дошли, Галина вызвала на помощь мужа и ездила в судмедэкспертизу снимать побои.

Если бы такое случилось в любой другой организации, на стороне сотрудников был бы и суд, и Трудовая инспекция – работодателю оставалось бы лишь посочувствовать, что, не зная законов, он навлек на себя столько неприятностей. Но у нас официальные органы тоже слабо понимают разницу между Церковью как мистическим Телом Христовым и церковью как организацией, где действуют светские законы.

Елена Соколова продолжает судиться. Демина и Губанова суды проиграли (правда, подали кассацию). А Галину Абшилаву неожиданно восстановили на работе. На этом эпизоде закончилась наша прошлая статья.

– Вы не боитесь идти туда, где начальник может и руки распустить? – спросили мы.

– Боюсь, а что делать? Возьму с собой мужа, – вздохнула Галина

Приступать к работе ей пришлой в присутствии судебного пристава с представителями службы физической охраны. Но Степкин сделал все, чтобы работать ей было невозможно. Вместо церковной лавки посадил Галину за отдельный столик с очень дорогими свечами – на обычное рабочее место пришлось опять прорываться с судебными приставами. Был составлен непонятный график. Отношения сотрудницы прилавка и отца наместника складывались посредством вызовов охраняющего храм ЧОПа и полиции – бедному Заволжскому РОВД приходится ездить в храм Трех Исповедников чуть ли не каждый день, обычным бытовым скандалистам уже давно влепили бы штраф за ложные вызовы, но отца Иакова почему-то пока за это дело не привлекают… В общем, дело кончилось ожидаемо – Галину Абшилаву снова уволили, и она снова судится на предмет восстановления ее в должности.

А Татьяна Демина рассказала и вовсе фантастическую историю. Как-то, придя в храм Трех исповедников на службу, она стояла у входа, когда священник Сергий Хоцкий обходил храм с каждением. Дойдя до нее, он потребовал, чтобы Татьяна отошла, так как «мешает ему общаться со святыми» (позади Татьяны была одна из икон). Женщина слегка посторонилась, но о. Сергий требовал, чтобы она вообще ушла. В результате опять был вызван ЧОП (непроспавшиеся мужики, приехав, заявили Татьяне, что, дескать, она тут «устроила Пусси Райт»), полиция – все по обычной схеме. В результате литургия задержалась с началом на полтора часа. Рассказывают, о. Сергий Хоцкий славится своей грубостью на всю епархию, и, видимо, старается выслужиться перед о. Иаковом – но получается, что страдают люди, пришедшие в храм Божий. Кстати, этот же о. Сергий Хоцкий пытался выставить из храма судебных приставов, пришедших с Галиной Абшилава под тем предлогом, что «церковь отделена от государства» и это «его (Хоцкого) дом». Просто поразительное какое-то невежество!

Сейчас группа пострадавших обратилась во все инстанции – от патриархии до Следственного комитета. Они настроены серьезно и решили бить во все колокола. А Иаков (Степкин) с владыкой Виктором так и не реагируют: хотя все, что изначально было от них нужно – нормально рассчитать сотрудников, отдать трудовые книжки и отпустить людей восвояси.

Мы продолжаем следить за ситуацией, ждите новых чудес от о. Иакова (Степкина) и иже с ними.

Мария ОРЛОВА

84 0
Лента новостей
Прокрутить вверх