Как СМИ рисуют образы друзей и врагов
Война на Украине расколола страну на два лагеря: ярых патриотов и скептически настроенных «западников». Давно признано, что основные боевые действия развернулись в информационном поле. Как происходит манипуляция человеческим сознанием? Какие из методов самые эффективные? Можно ли им противостоять? За ответами «Караван+Я» обратился к профессору кафедры социологии и социальных технологий ТГТУ, члену Общественной палаты Тверской области Леониду ГРИГОРЬЕВУ.
«ПАРТИЗАН» РАВНО «БОЕВИК»
– Общественное сознание стало объектом управления с момента возникновения общества, то есть с глубокой древности. Первые технологии формирования мнения людей, манипулирования им применяли еще первобытные колдуны. Менялись эпохи, но стремление власти внушать своим подданным идеи никуда не исчезло. Сегодня управление общественным сознанием приобретает все более изощренные формы, привлекающие пристальное внимание психологов, социологов, политологов.
Существует три основных канала, через которые государство или иные силы могут воздействовать на общественное сознание, внедрять в головы определенную идеологию. Это система образования, произведения искусства и СМИ.
Конкретные методы очень разнообразны, ярче всего они проявляются в деятельности СМИ. Например, многократное повторение одних и тех же сведений ведет к их «укоренению» в массовом сознании. Не менее эффективна прямая ложь, когда распространяемую информацию невозможно проверить. Метод особенно «хорош», если ложные сообщения чередовать с правдивыми, а также ссылаться на авторитет лидеров общественного мнения. Еще Геббельс утверждал: «Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят». Здесь всех превзошел бывший украинский министр обороны Валерий Гелетей, заявивший о ядерном ударе российской армии по донецкому аэропорту.
Часто используется подмена фактов красивыми лозунгами «демократия», «гражданское общество», «правовое государство». Так, один из самых замечательных идеалов человечества «Свобода, равенство, братство» на самом деле – полная глупость, так как свобода и равенство – несовместимые явления!
Применяется немало других вербальных манипулятивных приемов. Среди них – использование эвфемизмов (смягчающих слов) для замещения неприемлемых понятий. В этом случае пытки назовут – жесткими методами допроса, вымирание – депопуляцией, а беженцев – временно перемещенными лицами…
Часто встречается употребление слов-ярлыков, придающих одним и тем же событиям и героям противоположный смысл. Одни и те же люди могут именоваться партизанами и боевиками, сепаратистами и патриотами, ополченцами и бандитами, борцами за народное дело и террористами. Все зависит от цели, которой добиваются СМИ.
Важным условием манипуляции сознанием является упрощение, примитивизация освещаемых проблем, когда участники событий жестко делятся на хороших и плохих, врагов и друзей, а сами события однозначно оцениваются как проявление добра или зла. Полутона отсутствуют, хотя реальная жизнь наполнена именно ими. При такой подаче внушить нужные идеи гораздо легче. К слову, украинские события освещаются именно таким образом.
Огромные возможности и у визуальных методов манипуляции. Подбирая те или иные фотографии, видеокадры, можно сформировать прямо противоположные мнения об одном и том же представляемом событии. Не случайно многочисленные фейки (изображения и сообщения – фальшивки), появляющиеся в Интернете, стали излюбленным оружием участников современной информационной войны.
КАК УМЕЛО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТОЛПУ
– Как в обществе создается образ врага или героя?
– Он создается как раз с использованием всех описанных выше манипулятивных технологий. Избирательная подача информации, подтасовка фактов, систематическое использование всех информационных поводов, учет особенностей восприятия целевой аудитории – и желаемый образ готов. Об эффективности подобных технологий свидетельствует достаточно быстрое превращение вчерашних героев в злодеев, и наоборот. Ленин, Сталин, Жуков, Берия, Калинин, Хрущев, Бандера… Существующие в массовом сознании образы этих персон во многом – плод целенаправленного манипулирования. В этом же контексте можно рассматривать проекты переименования ряда тверских улиц, названных в честь то ли бескорыстных борцов за свободу народа, то ли кровожадных террористов!
– Легко ли управлять толпой?
– Успешность манипулирования аудиторией СМИ во многом определяется тем, что она обладает признаками толпы. Но есть еще и другая толпа– та, которая собирается на площадях, охвачена агрессией или страхом, способна все сокрушить на своем пути… Управлять такой толпой легко, если «власти» разбираются в социальной психологии, понимают структуру толпы (ядро и периферия), различают ее виды (агрессивная, паническая, экспрессивная, экстатическая, стихийная, ведомая и др.) и владеют необходимыми навыками.
Управлять толпой могут как ее зачинщики, которые формируют толпу, чтобы использовать ее разрушительную энергию в своих целях, так и специалисты правоохранительных органов, защищающие от толпы общественный порядок.
Политические лидеры, желающие использовать толпу в своих интересах, должны учитывать ее особенности. Например, бессознательность, инстинктивность и импульсивность (находящийся в толпе человек не размышляет, им движут инстинкты, чувства и эмоции).
Толпа категорична и нетерпима в своих суждениях, переубедить ее практически невозможно. Главный признак толпы – внушаемость! Еще Зигмунд Фрейд рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом.
Для толпы также характерна безответственность. Она порождает жестокость, позволяет уничтожать слабых и преклоняться перед сильными. Чтобы заразить толпу своими идеями, политику необходимо понять, какие чувства ее воодушевляют, убедить людей в верности их идеям, вызвать в воображении толпы притягательные для ее участников образы. Для этого у вожака должна быть немалая харизма.
– Какие СМИ – ТВ, Интернет, газеты – сегодня наиболее эффективные?
– Воздействие СМИ на общественное сознание огромно. Сегодня СМИ уже можно назвать не четвертой властью, а первой. В мире утвердилась медиакратия! Если в прошлом СМИ отражали объективную реальность, в которой живут люди, то ныне они создают эту реальность, конструируют тот мир, в котором мы живем. Если о реально произошедшем событии не рассказали СМИ, для нас этого события не существует! Если СМИ сообщили о событии, которого на самом деле не было, для нас это вымышленное событие становится настоящим! Наиболее мощным оружием информационного воздействия пока еще остается телевидение, постоянно возрастает роль интернета, который является главным источником информации для молодого поколения. Причем одно не противоречит другому, так как телепередачи можно смотреть в виртуальном пространстве.
– Какие люди (пол, возраст, социальный статус) наиболее подвержены манипуляции?
– Специальные исследования показывают, что более подвержены представители самых молодых (недостаток образования, небольшой жизненный опыт, юношеский максимализм) и возрастных (наличие стереотипов, доверие власти и СМИ) групп населения. То же касается лучшей половины человечества, в силу большей эмоциональности манипуляциям подвержены женщины.
– Влияет ли уровень интеллекта на склонность к манипуляции?
– Скорее влияет, так как интеллект и образованность обуславливают критическое мышление человека. А именно оно является главной защитой от манипулятивного воздействия!
Подготовила Анастасия РОМАНОВА