Закон проехался по автошколам. С августа 2014 года их будут лицензировать по новым требованиям. Все ли тверские школы смогут соответствовать новым стандартам? Разбирался «Караван+Я»
Вот основные правила, которые теперь должны соблюдать автошколы:
– наличие собственного автодрома с площадью один гектар, оборудованного светофорами, дорожной разметкой, перекрестками, «горкой», железнодорожным переездом;
– «внутренний» медицинский осмотр, который должен проводиться на компьютере. Ученик будет проходить несколько психологических тестов, например, по определению темперамента или уровня устойчивости к стрессам;
– установка в каждое авто видеорегистратора, модель которого будет рекомендовать ГИБДД.
– Увеличился срок обучения, в том числе и практический курс, – комментирует ситуацию Любовь ЧЕРНОБАЕВА, заместитель начальника отдела управления ГИБДД УМВД России по Тверской области. – На самую распространенную категорию «В» отводится 130 часов, из них 54 составляет практика (для «автомата» – 52 часа). Введены новые предметы, например «Психофизиология. Основы деятельности водителей». Курс обучения разбит на три цикла: базовый, специальный и профессиональный. Учебные предметы базового цикла не изучаются при наличии права на управление транспортным средством любой категории или подкатегории. Кроме того, в практику включена отработка упражнения по вождению автомобиля с легким прицепом. Увеличение программ повлечет увеличение стоимости обучения.
– Сколько школ Тверской области получили заключение ГИБДД?
– При отсутствии «переходного периода» автошколы вынуждены в сжатые сроки привести свою материальную базу в соответствие с новыми требованиями. В итоге на 5 ноября только пять автошкол получили заключение ГИБДД и имеют правовые основания для ведения обучения кандидатов в водители.
– Как в целом сейчас обстоит ситуация со сдачей на права? Какой процент сдает с первого раза?
– В Твери по итогам 10 месяцев 2014 года процент сдачи экзаменов выпускниками автошкол с первого раза составил 67,2%. Скоро ожидаются изменения методики приема квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами: изменится содержание экзаменационных билетов и выполняемые упражнения на закрытой площадке.
Чтобы узнать, как повлияли на работу автошкол изменения, мы опросили их директоров.
«В КАЖДОЙ АВТОШКОЛЕ БУДЕТ СВОЙ ПСИХОЛОГ»
Владимир ХОЛОДНОВ, зам по учебной части автошколы «АвтоЛидер»:
– С новыми правилами усилились требования к преподаванию, особенно к теоретической части. Но пока сдача экзаменов проходит по старому регламенту. На сегодня наша автошкола выполнила все новые требования и подала заявку. Ждем аккредитации. Что еще изменилось? Теперь у каждой автошколы будет персональный психолог. А также ввели два академических часа на устранение неисправностей в авто. Зачем это нужно будущему водителю? Если ты не профессионал, машину лучше не трогать.
«ЦЕНА ОБУЧЕНИЯ ВЫРАСТЕТ НА 7 000»
Владимир ВОРОШИЛОВ, исполнительный директор «Городской автошколы»:
– Аккредитацию мы прошли по всем регламентам. Недавно стали набирать группы, которые будут проходить обучение уже по новой программе. Что касается изменений, к примеру, поддержку психолога мы уже практиковали и раньше. Теперь он дополнительно ведет курс лекций. С вступлением в силу новых правил нам также пришлось оборудовать автомобиль с прицепом. Хотелось бы, чтобы введение профессионального цикла предназначалось для тех, кто планирует работать по специальностям. С такой аудиторией будет проще работать, так как у них есть желание.
Так как увеличился срок обучения до 4-4,5 месяцев, то и цена вопроса также поднимается. Если раньше она варьировалась в пределах 20-22 тысяч, сейчас 27 000 рублей.
«ЗАЧЕМ ДЕВУШКЕ ЧИНИТЬ АВТОМОБИЛЬ?»
Рустам ЗАЙНУТДИНОВ, директор автошколы «Учебно-курсовой комбинат»:
– Лично я недоволен изменениями в теории обучения. Очень много огрехов и каких-то нелепых правил. Если органы хотят взяться за БДД, то не нужно начинать с автошкол. Следует изменять саму культуру вождения! К примеру, теперь 6 часов по желанию курсанта мне нужно отдать на вождение с легковым прицепом. То есть машину марки ЗИЛ или автобус я также буду вынужден оснастить легковым прицепом «Алиса». Это не только глупо, но и небезопасно.
Непонятен отход и к мультимедийному обучению. Конечно, нужно идти в ногу со временем, но какие-то вещи необходимо рассматривать наглядно, чтоб их можно было потрогать, покрутить. В общем, иметь реальное представление.
Всем обучающимся придется прослушать курс (4 часа) по правилам пассажирских и грузовых перевозок. Зачем категории «В» этот предмет?! Лучше бы эти часы отдали на вождение.
Более того – увеличено количество часов на устройство машины. Даже я, человек с большим опытом вождения, знаю далеко не все про автомобиль. А девушка туда и вовсе не полезет. Пусть починкой занимаются профессионалы. Пересдать экзамен теперь можно будет только через месяц. В целом обучение стало сложнее, но не думаю, что от этого уровень подготовки станет выше.
Анастасия РОМАНОВА