Дни малого бизнеса в Твери прошли в пустых залах?
13-14 ноября в Твери состоялись Дни малого и среднего бизнеса. Акция была нацелена на выстраивание конструктивных отношений между властью и бизнесом, но, к сожалению, слабо рекламировалась. Посещаемость многих мероприятий стремилась к нулю.
Программа пестрила названиями различных тренингов и семинаров. Большинство из них проходило в библиотеке имени Горького и Центре развития бизнеса.
Несколько опаздываю на бизнес-тренинг. Однако народа в зале всего три человека.
– Присоединяйтесь, – обращается ко мне бизнес-тренер Марина Шмагина, улыбчивая женщина средних лет со светлым каре.
С ходу пытаюсь влиться в процесс. Тренер задает наводящие вопросы женщине в длинной юбке и пиджаке, то и дело взволнованно поправляющей волосы. Любовь хочет открыть свое дело – фирму по вязанию индивидуальной одежды, но дело стопорится. Напротив, сложа руки на груди, сидит мужчина средних лет в очках в тонкой оправе: Дмитрий Богачев отвечает за вопросы, связанные с маркетингом.
Чуть позже к нам присоединяется темненькая девушка невысокого роста в черном платье. Анна – начинающая бизнесвумен, зарегистрировавшая некоммерческую спортивную организацию. Все действие проходит стоя. Вокруг нас доски с названиями: «Риски для предпринимателей», «Ресурсы», «Условия, ситуации, возможности». Первым делом мне предлагают отметить, на что, по моему мнению, нужно рассчитывать, создавая свое дело: государство или собственные силы. Оставляю стикер в группе «единомышленников», надеющихся только на себя. Далее переходим к доске с рисками, которых боится предприниматель. Любовь хотела бы расширить производство, но пока не нашла подходящих работников и клиентуры. Для нее одним из рисков становится налоговое бремя. Для Анны важна и моральная неудовлетворенность результатом.
К концу тренинга к нам присоединяются еще пара человек – профессор ТвГУ Галина Лапушинская и предприниматель – Елена Твердохлебова (занимается скандинавской ходьбой). Активно обсуждаются проблемы, с которыми сталкивается молодой предприниматель. Здесь доска расписана полностью. Поднимаются вопросы тяжелого налогового бремени и недостатка банковской поддержки, разрозненности информации для новичков, отсутствие программ для предпринимателей средних лет и старше. Заканчивается тренинг подведением итогов и личностной оценкой каждого.
А далее начинается лекция Галины Лапушинской, доктора экономических наук, – о клиентоориентированности.
– Очень много ошибок совершают не только начинающие, но и опытные предприниматели, от блеклых рекламных афиш до невыгодных акций, – объясняет Лапушинская. – В вопрос клиентоориентированности входят полная аналитика рынка предоставляемых услуг, информационное сопровождение деятельности, акции фирмы. Важно и месторасположение офиса. Магазин детских игрушек удачно бы соседствовал со зданием детской поликлиники, а фирму по оказанию юридических услуг выгодно располагать с налоговой.
– К сожалению, плохая освещенность мероприятия не позволила сделать тренинги и семинары полноценными, – возмущается Марина Шмагина. – Чтобы создать необходимую энергетику, нужно 30-50 человек. Я лично пробовала найти программу «Дней малого и среднего бизнеса» через Яндекс. И только в результате многочисленных переборов на сайте города Бежецка нашла полный список мероприятий.
Анастасия РОМАНОВА