В Тверском академическом театре драмы прошел юбилейный вечер художественного руководителя, народной артистки России Веры Андреевны Ефремовой. Фигура эта в театральном мире уж очень особая, сильная, непростая, неоднозначная. Знаю, что относятся к ней по-разному, но юбилей не место для дискуссий!
До сих пор не могу отгадать загадку этой невысокой немолодой женщины. Она умудряется держать в ежовых рукавицах не только театр и актеров, но и чиновников. При их появлении она обязательно встает, улыбается им заботливой материнской улыбкой, а они, слегка испуганные, словно не выучившие урок школьники, старательно повторяют ее слова о духовности, русской классике, репертуарном театре и ее же за это благодарят!
Вечер оказался придуман и, несмотря на вполне оправданные накладки, реализован с редкими талантом, чувством меры, вкуса и показавшимся мне искренним и теплым уважением к главному действующему лицу. Лейтмотивом стал чеховский «Вишневый сад». Его герои появились в прологе и в дальнейшем не покидали сцену. Каждого поздравляющего они встречали репликами из пьесы, обращаясь к нему то как к «многоуважаемому шкафу», то как к «барину-недотепе», то как к начальнику станции, то как к дирижеру еврейского оркестрика, то как к лакею Яше, вернувшемуся из Парижа, таким образом делая гостей персонажами спектакля. В результате даже самые обычные речи приобретали некий оттенок художественного остраннения и задушевности. На прощание всем вручали по баночке вишневого варенья.
Ефремовой в целом не свойственны юмор и искрометность, и поэтому чеховские холодок, предощущение расставания, тоска о чем-то прекрасном пришлись для юбилея вполне впору и сделали его по-настоящему художественным событием. Внутренним же сюжетом стало стремление некоторых гостей преодолеть эти самые дистанцию и холодок и найти собственные, выношенные слова благодарности.
В этом смысле очень значимо было появление народной артистки СССР Веры Васильевой и режиссера Дмитрия Чернякова. Четкий красивый жест, внятность мысли и речи, доверительный тон, способность без напряжения, интимно и естественно, словно один на один, общаться со зрителями – каждая секунда пребывания Веры Васильевой на сцене – это вот как раз и есть то, что составляет высокую магию театра. Что касается Дмитрия, то после всех «Золотых масок», Ла Скал, Метрополитен-опера его возвращение туда, где он поставил свой первый спектакль, искренность воспоминаний и доверительное мальчишество делают ему честь. Собственно, надо было бы все это снимать, но телекамеры смыло из зала после того, как закончились поздравления официальных лиц.
Еще раз подчеркну, сценарий и режиссуру вечера отличали редкая культура, чувство меры и по-настоящему творческий подход.
Михаил ЕРШОВ