Тверской режиссер – о том, что ему помогает добиться успеха
Павел Дроздов, пожалуй, самый известный представитель Твери в российской киноиндустрии. О своих очередных успехах он регулярно напоминает в федеральной ленте новостей. Последнее достижение Павла – его фильм «Лед» получил специальную награду на Международном фестивале спортивного кино. «Караван+Я» поговорил со знаменитым режиссером о тверских улицах, рекламных роликах и культуре за МКАДом
«ХОРОШО СНИМАТЬ НАБЕРЕЖНУЮ, ТРЕХСВЯТСКУЮ И КАЗАРМЫ»
– Павел, по первому образованию вы программист. Как вы подались в режиссеры?
– К творчеству меня тянуло с юных лет. Я вырос на «Вагонном», и все мое детство прошло во дворце культуры «Металлист»: я играл в КВН, участвовал в кружках и концертах. А когда в конце 80-х – начале 90-х оканчивал школу, как раз появились компьютеры, и стало модно идти в программисты. Но я нисколько не жалею, так как техническое образование мне на руку. Алгоритмизация и разложение всего по полочкам помогает в любом виде деятельности.
– С чего именно началось увлечение кинематографом?
– Изначально я занимался компьютерной графикой, которая активно используется в рекламе, поэтому с 2001 года начал работать на тверском телевидении. Я всегда любил снимать игровые рекламные ролики, там есть работа с актерами, именно это меня и подтолкнуло к созданию новых миров, кинематографических иллюзий. Затем я перешел на московский телеканал и плотно занялся кинематографом. Понял, что хочу заниматься этим профессионально и поступил в Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. 6 лет я жил на три города: Тверь, Москву и Санкт-Петербург.
– Как вы дебютировали в кино?
– Во время учебы я снял первые свои картины: три короткометражки и один хороший большой этюд «Пуговицы». Одна из короткометражек – фильм «Ранняя оттепель» по рассказу тверского писателя Евгения Борисова. Это была моя курсовая работа – на мой взгляд, удачная. Смысл картины – столкновение творца и культа личности Сталина: это 1946 год, мальчик во дворе вылепил снеговика с лицом Михаила Калинина, а потом его подначили ребята, и он превратил его лицо в Сталина, получилось очень похоже. И эта история превратилась в целую бурю вокруг него и его семьи. С этим фильмом мы объехали российские и зарубежные фестивали, собирая призы и награды.
– То есть ваша первая серьезная работа была связана с Тверью?
– Да, и я вообще очень часто снимаю в Твери. Но Тверь для меня не просто съемочная площадка, я до сих пор считаю, что живу здесь.
– Фильм «Лед» тоже снимался в Твери?
– Да, но здесь все прозаичнее и проще. «Лед» мы снимали без бюджета, не было большого продюсера, поэтому деньги искали сами, а в Твери снять было проще, здесь больше друзей и знакомых.
– А чем Тверь вообще привлекает режиссеров?
– Во-первых, близость к Москве, во-вторых, Тверь – город контрастов: можно снимать и современность (красивые объекты в хорошем состоянии), и историю (старинные здания, которые находятся на грани разрушения). Когда в прошлом году мы снимали сериал «Верь мне» для «Первого канала», продюсер решал между Ярославлем и Тверью, но остановился на нашем городе. Хотя режиссеры, выбирая места съемок, чаще всего смотрят на бюджет. Если у фильма хороший бюджет, например, как у «Статского советника», там в рамках одной сцены у одного героя за спиной может быть Тверь, а у другого – Рига.
– Какие «топовые» места в Твери чаще всего выбирают режиссеры для съемок?
– Тверская набережная между мостами, Речной вокзал и Морозовские казармы. Еще можно добавить Трехсвятскую улицу. Это основные объекты, которые знакомы практически любому режиссеру. Я их снимал неоднократно – есть в них какая-то аура.
Когда мы искали с оператором объекты в Твери для фильма «Лед», я привел его на набережную – хотел, чтобы здесь была романтическая сцена на фоне Старого моста: зима, снег лежит, все красиво. Но, когда мы приехали, было пасмурно, Волга черная, снега нет, слякоть – совершенно неромантическое место и настроение. Оператор сказал, что место подойдет, если только будет снег и туман. Я пообещал ему, что так и будет. И Тверь помогла мне: в день съемок действительно шел снег, и было туманно.
КОГДА НИ ОДНА ИЗ АКТРИС-МОДЕЛЕЙ НЕ СМОГЛА ВЫУЧИТЬ СЛОЖНЫЙ ТЕКСТ, МНЕ ПРИШЛОСЬ СЫГРАТЬ ПРОДАВЦА МАГАЗИНА КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ. В «ЧЕМПИОНКАХ» ПОЯВЛЯЛСЯ С НАКЛАДНОЙ БОРОДОЙ В НЕУЗНАВАЕМОМ ОБРАЗЕ. НО С САМИМ СОБОЙ ЕЩЕ СЛОЖНЕЕ РАБОТАТЬ, НЕВОЗМОЖНО СЕБЯ ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИВАТЬ
«ВСЕ РАВНО ЧТО СРАВНИВАТЬ БОРЩ И ТОРТ «НАПОЛЕОН»
– Расскажите подробнее о фильме «Лед»…
– Сняли мы его в 2012 году, но меня пригласили снимать сериал «Чемпионки», и материал «Льда» лежал и ждал своего времени. Готов он был в марте 2013 года. Это спортивная драма о жизни хоккеистов. Очень часто люди говорят, что смотрели другие фильмы о хоккее, начинают сравнивать. Но это не драмеди, как «Молодежка», не биографический фильм, как «Легенда №17». Поэтому занятие бесполезное – все равно что сравнивать борщ и торт «Наполеон».
В моем фильме хоккей – катализатор отношений героев, который обостряет их чувства. Это фильм о взрослении. В начале фильма главный герой Саша, которого играет Дмитрий Чистяков, эгоцентричен и считает, что все крутится вокруг него. А в конце он понимает, что у всех вокруг своя жизнь, что он нужен команде, как и она ему. Фильм жизненный: перед тем, как писать сценарий, мы пообщались с тренерами, с хоккеистами, с учениками 18-й спортивной школы в Твери, то есть сюжет основан на реальных историях людей.
– Можете назвать три своих картины, которые вы считаете лучшими?
– Честно, не могу, так как все мои фильмы – это определенные этапы моей жизни. Вспоминая о работе над ними, я могу составить мозаику последних лет. Ведь когда работаешь на съемках, ты отдаешь этому все свое время. И даже отдыхая, я думаю над будущей работой: путешествуя, ищу новые места для съемок, пишу сценарии. А чтобы отвлечься, езжу за рулем или слушаю аудиокниги.
– Есть ли в Твери какой-то потенциал для режиссеров?
– Твери абсолютно не нужна профессия режиссера в чистом виде. Съемки фильма – это очень дорого, в Твери ни один канал не сможет заказать съемки кинофильма. В Твери необходимы телережиссеры.
На тверском ТВ есть, конечно, талантливые люди. Например, в моем фильме «Лед» использовалось много кадров-портретов зрителей на хоккейных матчах, которые снимал оператор Дмитрий Бандура. Но, увы, тверским каналам не хватает денег, чтобы качественно снимать программы и рекламу. Я недавно обратил внимание, что игровой тверской рекламы практически нет, до сих пор крутятся некоторые ролики, которые я снимал 10 лет назад.
Региональное телевидение нельзя сравнивать с федеральным – это так же, как сравнить российский и американский кинематограф, когда бюджеты картин отличаются в десятки раз.
– То есть это все из-за денег?
– Да, причем близость Москвы очень сильно влияет на состояние кадров, самые талантливые и амбициозные уходят именно туда. Это происходит с любой сферой в Твери: от здравоохранения до культуры. Например, в крупных сибирских городах телевидение довольно сильное и может конкурировать с федеральными каналами. Хотя бюджеты ниже, но кадры не утекают и собираются сильные команды.
Но есть и те, кто остается. Я, например, не люблю Москву, поэтому, когда я там работаю, – селюсь поближе к месту работы, чтобы меньше передвигаться по городу. Москва вообще очень обманчива, ведь траты на жизнь там гораздо больше. Там можно быть только одиноким и успешным, за редким исключением.
В МОИХ КОРОТКОМЕТРАЖКАХ ПОЧТИ ВСЕ ТВЕРСКИЕ АРТИСТЫ, В «ЛЬДЕ» ИХ ТОЖЕ НЕМАЛО. МЕНЯ ЧАСТО ОБВИНЯЮТ, ЧТО У МЕНЯ ЛЮБИМЫЙ АРТИСТ – АНДРЕЙ ИВАНОВ ИЗ ТЮЗА. НО ПРОСТО ЭТО ПЕРВЫЙ АРТИСТ, С КОТОРЫМ Я РАБОТАЛ, МЫ ДРУЖИМ, И НАМ УДОБНО ВМЕСТЕ «ТВОРИТЬ»
«ТВЕРЬ ПЕРИОДИЧЕСКИ ОЖИВАЕТ»
– А есть ли в Твери культурная жизнь?
– Конечно, есть. А те, кто говорят, что ее нет, просто ленивы и с предубеждением относятся к родному городу. Как правило, эти люди – критиканы. В Твери много театров, где часто бывают хорошие постановки. У нас проходят джазовые и фольклорные фестивали, вечера классической музыки, рок-концерты. Проходят выставки художников. В Тверь приезжают музыканты, композиторы, сюда привозят антрепризы. Если люди всего этого не видят или не хотят видеть, это их проблемы. У меня есть несколько знакомых, которые не связаны с искусством и культурой: бухгалтер, программист и сотрудник органов – они постоянно ходят на выставки, концерты, постановки, у них насыщенная культурная жизнь.
Когда мы снимали сериал «Верь мне», я зашел в один ресторанчик и случайно увидел картины Шуры Журавлевой. Они настолько талантливы, что я не хотел уходить и заворожено смотрел на них, хотя мы с ней лично не знакомы.
Я постоянно вижу в Фейсбуке у Даши Фейгиной информацию о культурных событиях, она часто проводит какие-то интересные события… То они художников привезли, то еще что-то.
– Несколько лет назад Марат Гельман заявлял, что Тверь станет культурным центром, сюда будут стекаться поэты, писатели, художники, фотографы и т.д. Почему все-таки этого не произошло?
– Проект «Тверца», который тогда был начат, видимо, перестали финансировать – и все снова уперлось в деньги. Проблема нашего города еще и в том, что есть ощущение стыда: обшарпанные дома, мусор. Сюда стыдно приглашать людей. Я не понимаю местную власть: возможно, у них действительно нет денег, но периодически же город оживает. Год назад, когда моя съемочная группа гуляла по центру Твери, они с восхищенными глазами говорили, что Тверь напоминает курортный город с множеством кафе и светлых уютных улочек. Почему сейчас по городу валяются кучи мусора? Конечно, это зависит и от жителей, но не каждый будет идти сто метров, чтобы выкинуть фантик или бутылку от воды. Есть дворники, я не понимаю, почему они за этим не следят. Если взялся за работу – делай, не надо говорить про маленькую зарплату и занимать чье-то место. Если бы каждый ответственно выполнял свою работу, все было бы замечательно.
– А может ли Тверь действительно превратиться в культурный центр?
– Да, но людям, которые занимаются культурой, нужно дать возможность развиваться в этом направлении. Допустим, у администрации появилась идея сдавать здание многострадального Речного вокзала инвесторам. Почему нет? Опыт других стран, опыт Москвы показывает, что это возможно.
У Твери тоже есть практика. Взять хотя бы здание, где находится «Андреев Софт». В 90-е годы атланты, которые держат балкон, находились в полуразрушенном состоянии: ног не было, все было обломано и обкусано. Затем его отреставрировали. Когда я сегодня прохожу мимо, всегда думаю: «Ну, ведь можно восстановить».
Спасибо банку, который вложился в Путевой дворец. Скоро его отреставрируют, и я очень надеюсь, что туда «повалят» не только потоки туристов, но и местные жители.
– Что все-таки можно сделать, чтобы привлечь людей к культурной жизни?
– С помощью рекламы. Но нужно поменять принципы рекламирования, сейчас люди чаще идут на спектакли, где играют звезды. Но в Твери тоже немало талантов, достойных созерцания.
Екатерина СМИРНОВА