Пока в Твери в здании Речного вокзала Марат Гельман оборудовал свою выставку еврейского современного андеграунда, у порога на улице скромно показывали свои работы тверские люди, которые занимаются сохранением традиционной русской и карельской культуры.
Их пригласили на фестиваль современного искусства «Верь в Тверь», но в здание не пустили. Выглядели они жалко, хотя Гельман и устраивал себе и своим друзьям развлечение именно за их налоги. Там увидел у стеночки женщину с кружевами из села Ведное. Смутившись меня, она от стыда быстро ушла.
В деревне Ведное Рамешковского района Тверской области ещё сохранился уникальный и очень трудоёмкий народный промысел — ведновская строчка. То, что мы называем «шитьём» и помним в основном по фестончикам на бабушкиных занавесках.
Еще недавно была здесь фабрика, где существовала машинная строчка, но её обанкротили в 1994-м, осталось пустое здание. До прошлого года на уроках труда в местной школе ребят учили азам ведновского шитья, вышивали не только девочки, но и мальчики. Шьют быстро-быстро, двумя короткими иголками. Но в прошлом году школа сгорела…
Сейчас в Ведном работают три надомницы фабрики «Тверские узоры». И ещё остались бабушки, которые сохраняют мастерство. У каждой — толстая тетрадка с узорами, ведущими свою историю из глубины веков (вышивка и кружево — это послание древних, которое ещё предстоит расшифровать).
Недаром село называется Ведное. Это от слова «ведать» — Веда. Именно здесь женщины из тысячелетия в тысячелетие передают в узелках древние записи, уже не зная их смысла, пытаясь дождаться времени, когда у людей прояснится сознание и они смогут прочесть послание предков. Эти ведновские женщины – «правнучки» Алёны-пряхи. Их крест — сохранять для нас что-то важное, без чего нам не выжить.
Ведновская строчка – так называемая «узелковая письменность» древних русских. Она применялась на Руси как минимум 20 тысяч лет назад. Именно в то время переселенцы из Евразии через Сибирь занесли её на Американский континент. Там она сохранилась в технике узелковой письменности «ки?пу» («узел», «завязывать узлы» у инков и их предшественников в Андах).
Эта своеобразная письменность в Америке представляет собой сложные верёвочные сплетения и узелки, изготовленные из шерсти южноамериканских вьючных животных (альпаки и ламы) либо из хлопка. Один из испанских хронистов (Хосе де Акоста) писал, что «вся империя инков управлялась посредством кипу» и никто не мог избежать тех, кто проводил подсчёты с помощью узлов.
Кипу обнаружены при раскопках герметичной комнаты одной из пирамид в долине Супе археологом Рут Марта Шейди Солис. В 1923 году американский историк Лесли Леланд Локк в своей книге «The ancient quipu» сумел доказать, что узелковые сплетения инков — действительно письменность. В 2006 году американский исследователь Гэри Эртон (en:Gary Urton) обнаружил также, что в узелках заложен некий код, более всего похожий на двоичную систему.
Индейцы применяли достаточно примитивные системы. Узелковая письменность на Руси на порядок сложнее. На Руси «кипа» — это пучок льна. Здесь множество образов, которые образуют лабиринты смыслов. На Руси это одновременно и способ передачи информации о природе, космосе, культуре и сознании и магические знаки. В них же зашифрованы знания о ведической медицине.
Сегодня бабушкам из деревни Ведное за 80, но удивительно здраво мыслят, все у них ловко и чистенько. Группа энтузиасток, женщины средних лет, учатся у бабушек. Они говорят, что удивительное чувство охватывает, когда вышиваешь — успокоения и радости.
Ведновское кружево отразилось в причудливых узорах наличников деревни. Позже выяснилось, что в Ведном ещё пекут знаменитые кулебяки. А ещё есть гончар и кузнец…
Всё это на фоне мусорных инсталляций мусорного сознания клиентов Марата Гельмана кажется божественно прекрасным. Жаль, что пока в здании Речного вокзала в Твери беснуются пустые люди, а старушки жмутся у стеночки на улице. Но эта ситуация временная. Я вам обещаю.
Геннадий КЛИМОВ