Тверские бизнесмены рассказали о своих ошибках
Тверские стартаперы регулярно напоминают о себе бизнес-завтраками в «Тауне», участиями в форумах и презентациями новых проектов. Прошлая неделя не стала исключением.
«Горячие ошибки ИТ-компаний и советы, как их избежать, из первых уст» – вот такое название было у необычной Fail Сonference (дословно «конференции провалов»), состоявшейся 28 ноября в Центре развития бизнеса. Организатором мероприятия стал венчурный Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), основанный при поддержке президента. Тверскими партнерами стали Сбербанк, Венчурный фонд Тверской области, UpClub и сообщество «Стартап Хатаб».
В зале яблоку негде упасть. Я сажусь рядом с Максимом Франштейном, менеджером проекта «Гравитон». В процессе рассказа директоров о своих провалах он поясняет профессиональные словечки и термины, коих звучит немало. Здесь нужно быть действительно в теме!
Первое слово дают руководителю проекта, дошедшему аж до президента, – Владимиру Краснобородько, солидному мужчине в синем костюме.
– Наш проект начал историю с 2003 года, – говорит Владимир, депутат ЗС и один из первых стартаперов Твери. – «Авторжир» – сверхлегкий трехместный летательный аппарат. В него изначально не верили. Премьер Медведев сказал мне при встрече: «А вы полетайте и пришлите мне фильм». Я говорю: «Куда отправлять?» – « А на сайт Кремлин.ру». Мы посмеялись, но видео и письмо для президента я и вправду отправил.
11 лет мы искали заинтересованных лиц. Все это время я был инвестором проекта. И вот на горизонте появились китайцы, которые захотели использовать нашу разработку. Совместно мы провели испытания на высокогорье в Китае. После чего они стали нашими заказчиками. Сегодня мы вышли на производство четырехместного «Авторжира» совместно с «Роснано». Мой пример говорит о том, что не нужно отступать! Через 3-5 лет ваш стартап обязательно «стрельнет»!
Далее выступает еще несколько тверских спикеров.
«МЫ НЕ ЗНАЛИ, КОМУ ПРОДАВАТЬ»
Александр ГРИЦАЙ, основатель и CEO компании Forecast NOW! (Тверь):
– С 2011 года мы занимались разработкой программного продукта, – молодой человек в сером свитере с взъерошенными волосами говорит горячо и смело. – Количество «фейлов» зашкаливало. Мы с нуля создали технологию системы управления запасами товаров и даже умудрились привлечь инвесторов. Через 3 месяца получили 1 миллион. Шесть месяцев «пилили» и думали, что версия отличная и все сразу пойдет. К нам даже приезжали телевизионщики (смеется). Решили продвигать продукт через сети «Апельсин» и «4 Сезона». Каждый вторник ездил туда, как на работу… Но в итоге мне сказали, что им легче открыть еще один магазин, чем экономить на запасах. «Норд-Авто» наш продукт тоже подошел только на 10%, и мы просели: потратили время и деньги, четыре месяца сидели без зарплаты. Продукт оказался никому не нужным. Помогли электротовары и запчасти – для них это актуально. Вывод: надо правильно выбрать нишу и знать, что и кому продавать!
Еще один «фейл» – инвестор Soft-line. На тот момент я не знал об этой компании. Шесть месяцев мы договаривались с менеджером Еленой об инвестициях. Но как только мы приехали в Москву, Елена пропала. Оказалось, что она пропадала не только в работе с нами (зал смеется). «Фейлами» была усеяна вся дорога, но мы не заглохли. Сегодня мы во ФРИИ и окупаем себя не только в России, а также Казахстане и Белоруссии. Стоимость нашего продукта для компании составляет от 160 тыс. рублей до 1,5 млн.
«МЫ ЗАБЫЛИ, ЧТО ШКОЛЬНИКИ НЕ ПЛАТЯТ»
Алексей ДОМАНОВ, основатель и CEO компании Pic 5 (Тверь):
– В 2010 году я основал первую компанию Mordor Games (основное направление – разработка игр и приложений в социальных сетях). Первым проектом этой компании было приложение «Тайный список» – социальный сервис с элементами дейтинга для школьников и студентов. Моя философия в бизнесе – свои неудачи нужно любить больше, чем свои ошибки. Я работаю в модели B2C (ориентация бизнеса на потребителя – физическое лицо). Однако на тот момент у нас не были четко определены потребности и целевая аудитория. Точнее, аудитория оказалась неплатежеспособной. Запомните: школьники не платят! Клиенты и их «боль» (потребности) составляют «воронку продаж» в приложении.
По подсчитанным нами данным, платил всего 1 человек из 1000. Но я все равно считал, что проект можно «допилить», однако не учел, что воронку можно увеличить только в 10 раз. Однако я нашел инвесторов, готовых вложить 300 тысяч и использовал рекламу. Отмечу сразу, что нельзя начинать проект с людьми, заинтересованными только в зарплате. Твоя команда должна быть готова на первом этапе зарабатывать ниже среднего. Инвестора также нужно привлекать осторожно. Он должен быть компетентен в вопросах Smart Money («умные деньги»). Нужно искать инвестора, который сможет не только обеспечить финансами, но и найти хорошие связи и проконсультировать по бизнес-процессам. У нас не было ни понимания продукта, ни хорошей аналитики, поэтому продукт умер. Учиться на своих ошибках неприятно, но очень эффективно.
«НАДО НАРИСОВАТЬ СВОЕ БУДУЩЕЕ»
Вадим Шавлюкевич, директор по продукту Query Agent:
– Я занимался различным бизнесом, даже был соучредителем ювелирного магазина, который просуществовал более 3 лет. Два года назад был организован сервис для проведения быстрых маркетинговых исследований – Query Agent. Самое сложное – создать хороший IT-startup. Не все у нас было гладко. Так, один из основателей оказался далеким от IT-бизнеса и долго с нами не проработал. Очень важно договориться с партнером. Он должен быть крут там, где вы ноль. И главное – должно быть одно представление конечного результата. Нужно сесть и нарисовать свое будущее.
Акселераторы не все похожи. ФРИИ – хороший акселератор. Плохой берет деньги и не обучает, а просто «причесывает» проект для инвестора. Мы попали на плохой акселератор, в итоге потеряли 8 месяцев и 400 тысяч рублей.
Анастасия РОМАНОВА