Лихие гости посетили Тверь на прошлой неделе. Вольные и сильные, ловкие и смелые – настоящие донские казаки. В частной беседе главному редактору еженедельника «Караван+Я» Геннадию Климову они поведали уникальную историю русского казачества, рассказали о своих традициях и приоткрыли секреты гармоничного взаимодействия с окружающим миром и с самим собой
Едва открыв дверь в кабинет редактора, я сразу же обратила внимание на особый внешний вид гостей. Они не были похожи на тверитян.
— Станислав Пирнач, председатель Фонда казачества северо-запада России, и Илья Тюриков, руководитель фонда, — представились мужчины.
Один – плечистый с невероятно пронзительным взглядом, другой – юркий, с хитринкой в глазах и …с колоритной бородой, именно такой, какой наделял героев своих произведений Михаил Шолохов.
— Мы хотим возродить казацкую культуру, будем основывать станицы, — начал свой рассказ плечистый казак. — Но строить их планируем не так, как сейчас всё строится, а согласно вековым традициям наших предков. Мы сами имеем в роду казаков, моя фамилия Пирнач, к слову, переводится как казацкая полковничья булава, для нас очень важно воплотить принципы нашего народа в жизнь, сохранить их и передать потомкам. Мы не утверждаем, что наша культура самая правильная, но мы гордимся тем, что казаки явили и являют собой цвет нации. Это люди, которые могут и родину защищать, и землю пахать, и умеют хранить те знания, которыми владели их предки ещё до принятия христианства. В некоторых писаниях говорится, что казаки – дети Перуна.
Интересно происхождение слова «казак». После того как князь Святослав разбил казахский казанат, он созвал лучшую часть своей дружины и дал им каз – оберегать рубежи Руси от набегов иноземных племен, которые враждебно относятся к славянам. Отсюда и пошли названия – наказ, приказ, указ. Лёг корень «каз» и в слово «казак». Казаки стали своего рода рыцарями Руси.
На протяжении нескольких веков казаки играли ключевую роль в войнах и в становлении российской государственности. Казаков считали элитными войсками Российской империи, её боеспособными и дисциплинированными сыновьями. Донцы, семиреченцы, забайкальцы, уссурийцы, амурцы, сибирцы, астраханцы, терцы, уральцы — у каждого казачьего войска была своя история, у некоторых долгая и славная, у других — недолгая, но тоже славная.
Людей пленила красота их полкового быта, их лихие пляски, тесное и дружеское товарищество, они были настоящими мастерами минной войны, об их казачьи хитрости разбивались все усилия иноземных мастеров осадного дела. Они не боялись ничего и никого, кроме Бога.
До последнего казаки во всей России хранили старый рыцарский принцип «служба за землю». Защитников воспитывали по-особому: в этом и заключалась сила, мощь и гармония казацкого народа.
— Причина – в домостроении, — поясняет Илья Тюриков. – Возможно, современным людям это может показаться незначительным, но на самом деле это очень важный, можно сказать, основополагающий момент. Всё начинается с выбора места, где поставить курень, ведь казацкие хутора не имели прямых улиц, а значит, дома располагались вразброс, что сейчас может показаться хаосом. Но в действительности такой принцип размещения очень правилен. В первую очередь с точки зрения тактики. Постройки располагались по кругу, перекрывая друг друга таким образом, что налетавшие на станицу басурмане отдельно каждый дом не видели, но сами подвергались хорошему обзору. Кроме того, за счёт круглой формы помещения угол просмотра при охране куреня составлял 180 градусов. Учитывая, что жилище охраняли двое, угол просмотра уже был равен 360 градусам. Защита получалась полноценной.
По-особому в станице растили мальчиков. Рождение сына у казаков считалось большим счастьем. В некоторых материалах есть указание на то, что мальчику даже делались особые подарки «на зубок». Начиная с раннего возраста, ребёнка регулярно сажали на коня, чтобы он научился держаться в седле, орудовать пикой и шашкой. Этот обряд являлся способом определить дальнейшую судьбу и качества казака-воина.
Но самое главное, чему уделяли внимание казаки, – закладке фундамента дома для будущей семьи, гармония которой зависела напрямую от параметров жилища.
Дома здесь строились под конкретных людей. Вот, к примеру, женятся мужчина и женщина – как правильно построить для них дом? Для этого снимали мерку (рост) с него и с неё и увеличивали в кратное количество раз. Полученные цифры и составляли основу фундамента, в который закладывались параметры и мужского, и женского начал. Получалось золотое число, а значит, гармония – и внутрисемейная, и с окружающим пространством. Цепочка «пространство-жилище-человек» оказывалась неразрывной.
По принципу золотых пропорций определялись также высота и объём дома. Не искали лёгких путей казаки и когда клали крыши. Они их делали четырёхскатными, хотя, казалось бы, куда проще установить двухскатную.
Станислав Пирнач и Илья Тюриков, нарисовав чертёж четырёхскатной крыши, объяснили её преимущества:
— Если смотреть чертёж, получается пирамида. Соответственно, соединение всех стропил по форме будет напоминать звезду Богородицы. Да и вообще, сама фигура пирамида символизирует собой дорогу к Богу, когда человек имеет возможность идти по этому пути, поднимаясь всё выше и выше. Гармоничная среда воспитывает и гармоничного человека.
Фонд казачества северо-запада России, который возглавляют Станислав Пирнач и Илья Тюриков, действует не так давно. Но уже разработана чёткая программа, согласно которой до 2015 года будут возрождены традиции казацкого хутора, построены самодостаточные станицы и будущее поколение сможет вырасти в духе смелости и храбрости. Уже установлено сотрудничество с руководством Ленинградской и Новгородской областей. Пообещали казаки присмотреться и к Тверской области.
Екатерина НОВАКОВСКАЯ