Реформа электроэнергетики: хотели как лучше, а получилось…

11.05.2011, 00:00

    Реформа российской электроэнергетики затевалась ради увеличения объёма инвестиций в отрасль, повышения эффективности её предприятий и обеспечения надёжного, бесперебойного энергоснабжения потребителей
    Поскольку у государства не было возможности осуществлять необходимое финансирование за счёт бюджета или повышения тарифов ввиду риска возникновения социальной напряжённости, единственным способом избежать коллапса российской энергетической системы в связи с растущим спросом на электроэнергию и износом оборудования было привлечение частных инвесторов, что, в свою очередь, было невозможно без демонополизации отрасли и либерализации тарифов на электроэнергию.
    
    ВЫЗЫВАЮЩИЙ РОСТ
    Через десять лет с либерализацией рынка переходный этап реформирования электроэнергетики завершился. С января 2011 года по решению российского правительства электроэнергия поставляется всем группам потребителей (кроме населения) по свободным ценам. Казалось бы, всё по плану, однако последние месяцы критика в адрес реформы звучит всё более жёсткая, всё больше разговоров о её провале.
    Причина — в ценах на электроэнергию, а точнее — в их росте. Предполагалось, что возникшая на рынке конкуренция заставит генерирующие компании вкладывать деньги в модернизацию и повышение эффективности и надёжности мощностей, сделает стоимость электроэнергии действительно зависимой от реального соотношения спроса и предложения, более того, планировалось, что в условиях конкуренции электричество должно подешеветь. А в реальности — цены показывают обратную динамику.
    В феврале на эту проблему обратил внимание российский премьер-министр. На заседании президиума правительства РФ Владимир Путин резко раскритиковал ситуацию с ценами на электричество и потребовал от регионов не превышать предусмотренный рост тарифов на электроэнергию в 15% для конечных потребителей в текущем году. При этом, как оказалось в действительности, рост конечной цены на электроэнергию в Тверской области превысил 20%, а по ряду групп потребителей и 40%.
    В чём же причина роста цен? В правительстве считают, что в росте тарифов на электричество есть как объективные факторы — рост цен на топливо (по газу — на 15%), — так и «рукотворные» — рост доли сетевой составляющей в конечной цене в связи с переходом сетевых организаций на RAB-регулирование. В Минэнерго основной причиной превышения 15-процентного роста конечных цен на электроэнергию в 2011 году также называют тарифные решения для МРСК. Так, рост тарифа на услуги филиала МРСК Центра — Тверьэнерго по передаче электроэнергии в 2011 году составил 35-40%.
    «Вызывающей» назвал ситуацию с ростом тарифов на передачу электроэнергии по распределительным сетям (установленным на 2011 год) в российских регионах президент России Дмитрий Медведев, выступая в марте на президиуме Госсовета по развитию электроэнергетики. Президент потребовал не допустить существенного роста цен для потребителей и поручил правительству до середины мая разработать меры по сдерживанию роста цен на электроэнергию, отметив при этом, что данные меры не должны отпугнуть инвесторов от вложений в российскую электроэнергетику.
    Кроме того, президент отметил, что одной из острейших проблем отрасли остаётся морально и физически устаревшая инфраструктура. По словам главы государства, в генерации доля оборудования, работающего более тридцати лет, составляет около 40%, в сетевом комплексе — более 50% и что причиной ряда крупных аварий и отключений в электроэнергетическом комплексе (включая аварию на подстанции Чагино в Москве в 2005 году и на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году) стал износ оборудования.
    Целью реформы РАО ЕЭС было привлечение средств инвесторов в генерацию и получение необходимых для осуществления модернизации средств сетевыми хозяйствами. Сложности с реализацией данной стратегии всем известны: и случившийся экономический кризис, и коррупционно-бюрократические барьеры, и стремление инвесторов «оттянуть» срок взятых при покупке активов обязательств. Инвесторы стремятся вернуть вложенные средства в максимально короткий срок, повышая цены, и сдерживает их исключительно контроль инфраструктурных организаций над ценообразованием на оптовом рынке.
    Привлечение инвестиций может быть реализовано за счёт роста цен на рынке в регионах с неэффективной (проще говоря, дорогой) генерацией и в регионах с плохой электросетевой инфраструктурой, каковой и является Тверская область.
    Следует отметить, что с технической точки зрения инвестпрограмма РАО была достаточно хорошо проработана и учитывала потребности в мощностях всех регионов РФ.
    Однако по факту — цены в электроэнергетическом секторе растут, а износ оборудования в генерации и сетевом хозяйстве по-прежнему пугает своими масштабами.

    КАК НАЙТИ БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ
    На заявления президента правительство отреагировало сообщением о готовности сдержать рост тарифов на электроэнергию на уровне 15% во всех российских регионах. В числе мер по сдерживанию цен для конечного потребителя — сглаживание роста тарифов для ФСК и МРСК в 2011 году, сокращение целевых инвестиционных средств в тарифе «Росэнергоатома» и «РусГидро», пересмотр тарифов и платежей для других генераторов.
    Если учесть, что целью всей энергореформы было привлечение средств инвесторов в генерацию и получение необходимых средств сетевыми хозяйствами, мы получили «замкнутый круг»: получается, что само государство пытается сдержать заложенные в реформу РАО механизмы, заявляя о намерении «обуздать» аппетиты энергетиков.
    — С одной стороны, мы говорим о значительной изношенности энергоинфраструктуры, и для её модернизации нужны большие деньги, с другой — мы понимаем, и это приоритет, что значительных всплесков на рынке цен на электричество быть не должно, — отметил глава ведомства Сергей Шматко. Повернуть ситуацию в нужное русло обещает Минэнерго — уже в мае министерство планирует представить программу формирования тарифов на электроэнергию.

    КТО КРАЙНИЙ?
    Рядовому потребителю по большому счету всё равно, кто виноват в росте цен, — он недоволен самим фактом удорожания электроэнергии. А поскольку из всей цепочки ему приходится общаться именно с энергосбытовой компанией — гарантирующим поставщиком (ГП), зачастую потребитель рост тарифов ассоциирует именно с ним.
    Из чего складывается розничная цена на электроэнергию для промышленных потребителей? Из стоимости электроэнергии на оптовом рынке, сбытовой надбавки, тарифа на передачу электроэнергии по сетям и инфраструктурных платежей. При этом в структуре розничной цены в среднем по стране 45,8% приходится на генерацию (стоимость электроэнергии на оптовом рынке), 51,4% — тариф на передачу и 2,7% и 0,1% — на сбытовую надбавку ГП и инфраструктурные платежи соответственно.
    При этом если сбытовая надбавка ГП возросла всего на несколько копеек, то рост тарифа на услуги по передаче энергии составил в 2011 году в среднем порядка 40% (а в ряде регионов — 60-100%!). Цены оптового рынка электроэнергии и мощности в среднем увеличились на 79%. Таким образом, наибольшую долю в конечной стоимости электроэнергии составляет плата за услуги по передаче, что связано с большой изношенностью сетей в большинстве российских регионов и срочной необходимостью их модернизации. А гарантирующий поставщик менее всего заинтересован в росте цен для потребителей, поскольку для него прежде всего важна 100-процентная собираемость платежей.
    По данным НП ГП и ЭСК, в настоящий момент прогноз среднего темпа роста конечной цены на электроэнергию на розничном рынке для потребителей (кроме населения) в 2011 году — 23 %. По решению Владимира Путина для удержания темпов роста цен на электроэнергию в 2011 году на уровне не более 15% до 1 мая 2011 года должны были быть пересмотрены тарифы вынужденной генерации, целевые инвестиционные средства ГЭС и АЭС, тарифы ФСК и тарифы на передачу в регионах. В Тверской области Региональной энергетической комиссией уже были приняты новые тарифные решения.
    Что касается конкуренции, то если среди генерирующих компаний она на данный момент действительно отсутствует, то среди энергосбытовых компаний конкуренция за конечного потребители как раз, наоборот, развивается активно. В Тверской области действует порядка десятка различных сбытовых компаний.
    Более того, ежегодно определённая доля «квалифицированных» потребителей самостоятельно выходит на оптовый рынок, тем самым являясь причиной роста цен для конечных потребителей на рознице и убытков для гарантирующих поставщиков.
    Следует отметить, что энергосбытовые компании, имеющие статус ГП, в Тверской области — это ОАО «Тверьэнергосбыт» и ООО «Тверьоблэнергосбыт» — ограничены в своих возможностях регулирования розничного рынка, в то время как энергосбытовые компании, осуществляющие коммерческую деятельность, свободны в «декларации своих намерений» по снижению цен конечным потребителям. Чего на самом деле обеспечить не могут, так как механизмы, заложенные в модель оптового и розничного рынков, по сути этого не подразумевают.
    В целом появление новых участников в энергосбытовом секторе не может стать причиной снижения цен для конечного потребителя. Ведь все без исключения энергосбытовые компании не имеют возможности влиять на цену оптового рынка, так как она попросту не определена правилами рынка — все сбыты приобретают электрическую энергию по цене, сложившейся в конкретный час суток исходя из состава генерирующего оборудования. То есть ни один коммерческий сбыт не может снизить конечную цену для потребителей, поэтому в нынешних условиях компании, заманивающие потенциальных потребителей ценами «ниже, чем у ГП», просто пытаются ввести их в заблуждение, а конкуренция сводится к «демпингу» сбытовой надбавки, которую гарантирующий поставщик не имеет возможности определить пропорционально трудозатратам: большую часть — на население, меньшую — на промышленность.
    
    ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?
    Вывод: от появления новых субъектов цена электричества не снизится. Более того, для оставшихся на розничном рынке потребителей цена может только вырасти, так как гарантирующий поставщик будет вынужден распределить величину стоимости своих услуг на оставшихся у него на обслуживании потребителей.
    Что же делать потребителю? Свободные цены на электроэнергию вынуждают более рационально подходить к её использованию. Самое время задуматься об актуальных вопросах энергосбережения и энергоэффективности. Собственные расходы на электроэнергию можно снизить за счёт прогнозирования электропотребления, введения современных систем учёта, проведения энергосберегающих мероприятий.
 

19 0
Лента новостей
Прокрутить вверх