Все карелы, кроме я

16.12.2014, 13:26

Тверские энтузиасты спасают национальную культуру

Выступление ансамбля кантелистов Спировской школы искусств в Козловской школе Спировского района. 2011 г.

«Тверская Карелия» еще недавно была государством в государстве. Карелы живут на территории Тверской области почти 400 лет. Деревни в Максатихинском, Рамешковском, Лихославльском, Спировском и других районах долго хранили культурную идентичность – язык, костюмы, обычаи. Сегодня традиции стираются, из деревень уезжает молодежь, национальная культура умирает вместе со стариками. По переписи, тверских карел осталось всего 7394 человека. Карелы-энтузиасты бьют тревогу: надо срочно спасать культуру, и особенно – язык

 

ПЕРВЫЕ 100 СЛОВ ПО-КАРЕЛЬСКИ

 

Николай Туричев, председатель Тверской региональной общественной организации национально-культурной автономии тверских карелУже много лет действует Тверская региональная общественная организация национально-культурная автономия тверских карел.

– По-карельски ваше имя Анастасия будет читаться с ударением на первый слог. В нашем языке во всех словах такое ударение, – рассказывает Николай Туричев, председатель автономии.

Мы беседуем в просторном светлом кабинете. В глаза бросается глиняный кувшин, в который вставлены две палки с шестиконечным набалдашником. Как выясняется, это устройство – подобие венчика для взбивания масла («хяркина»). На стене висит историческая карта переселения карел с севера.

– Тверские карелы – потомки этнической общности корела, сформировавшейся к XII веку на территории между берегами Финского залива и Ладожского озера, включая Карельский перешеек, – погружает меня в историю Николай. – В результате заключения перемирия между Россией и Швецией в 1617 году вся территория проживания карел перешла противнику. Шведы начали притеснять местное население, и нашим предкам пришлось бежать из страны. Историки выделяют три основные причины переселения: разная вера, язык (карелам запрещали говорить на родном языке) и непомерные налоги. Процесс переселения протекал десятки лет и был очень болезненным. Первый царь из рода Романовых Михаил Федорович всячески поощрял переход карел: давал подъемные, освобождал от налогов на 25 лет, выделял скот. Тогда на земли Верхней Волги переселилось 20-30 тысяч карел. Наибольшей численности – около 150 тысяч человек – население достигло в начале XX века. Сначала карелы жили компактно и старались вступать в брак только со «своими». Поэтому об их культуре было известно мало. Поколение 50-х годов, к которому я отношусь, пожалуй, последнее, выросшее в естественной деревенской карельской среде со своим языком, обрядами, народными рецептами кухни. Сегодня нас очень мало – по переписи 7 394 человека.

– Каковы внешние и языковые особенности карел?

– Внешне мы ничем не отличаемся: светлая кожа, русые волосы. А вот язык у нас свой, согласные всегда произносим мягко. Самая многочисленная группа тверских карел говорит на толмачевском диалекте, на основе которого развивалась наша письменность. Долгое время на карельском только говорили. В 90-м году было создано Общество культуры тверских карел, а в 1997-м – Национально-культурная автономия, главной целью которой и является сохранение карельского языка, – Николай открывает книжный шкаф с большим количеством книг и брошюр. – Так как финансирование у нас в виде грантов, мы на общественных началах издаем и печатаем сборники словарей, стихов, истории и культуры народа, – протягивает мне книгу «Мои первые сто слов по-карельски». Для нас важно сохранить в памяти язык и традиции. Все они написаны в основном по памяти наших детских воспоминаний быта в деревне.

 



Ряччиня и сорокка

Карельский народный костюм Тверской губернии классифицируют по половозрастному признаку: детский, мужской и женский.

При этом женский и мужской костюмы делятся на молодых, людей среднего возраста и пожилых. По социально-бытовым функциям костюм подразделялся на рабочий, будничный, праздничный, обрядовый (свадебный, жнивальный, покосный, погребальный).

Женский костюм состоял из рубахи, сарафана, пояса, головного убора, обуви и украшений.

Рубаха («ряччиня», «рятчина») была основным предметом женской крестьянской одежды как у русских, так и у карел.

В середине XIX века особой популярностью пользовалась «русская» рубаха. Особенностью ее были разнообразные орнаменты подола: кони с развивающейся гривой, петушки, павлины, барсы.

Прическа и головной убор у карелок были основными знаками их семейного положения. Девушки заплетали волосы в косу и носили «лету», позже подвязывались платком. Головным убором женщин была «сорокка», причем в каждом уезде: Максатихинском, Весьегонском, Зубцовском, Рамешковском, – она была своя.

Мужской костюм составляли: холщевая рубаха, пояс или ремень, порты и обувь. Рубахи шили длинные, ниже колен. Их носили навыпуск, подпоясавшись ремнем или поясом. Большой популярностью пользовались пояса с вытканными фразами: «Люблю сердечно, дарю навечно» или «Кого люблю, того дарю».



 

НЕ СМОГЛИ ПУСТИТЬ ДОЧКУ НА МЯСО

 

Карельская кухня очень вкусна и своеобразна – убедиться в этом смогли гости ресторана «Сытый карельский лось», открывшегося в Твери в последний «Ресторанный день». Народ на мероприятие валил потоком – очевидно, в обществе живет интерес к карельской культуре, в том числе кулинарной.

– Русская и карельская кухня очень похожи. На первое подается суп, на второе – мясо или рыба с гарниром, – поясняет Николай. – Из напитков на столе всегда молочные продукты, морс, квас, кисель или пиво. Главой стола, как и у многих других народов, считается хлеб. Черный хлеб в деревнях пекли круглой формы из ржаной муки. По выпекании его обмывали холодной водой, заворачивали в чистое полотенце и укладывали остывать на кровать. Национальным и любимым блюдом являются пироги – «хиенот пиируат». Суббота всегда считалась банным днем, и после бани наша семья ела пироги без начинки с клюквенным киселем. В воскресенье мы ели пироги с разными начинками: картошкой, кашей, грибами, творогом, – в зависимости от времени года. Обычно в пищу карелы употребляют тушеную или печеную еду, жареного почти нет. Карелы сами готовили пиво и обязательно ставили его на стол по праздникам. Хмель выращивали сами, а осенью собирали и сушили. Историки утверждают, что истинный рецепт карельского пива утерян. Однако мой знакомый его варит до сих пор.

– Есть ли у карел священные животные, которые употреблять в пищу грех?

– Общих правил нет. В нашей семье священной была корова. Она была настоящим членом семьи и кормилицей, поэтому ее и звали Дочка. Когда Дочка постарела и смогла давать молока только на одного человека, матушка не смогла отправить корову на мясо. Она нашла одинокую пожилую женщину и продала за ее бесценок, хотя на счету в семье была каждая копейка.

 



«Армахане» и «Пеллолла»

Людмила ГОРЦЕВА, руководитель народного ансамбля карельской песни «Кариелан койвуне» («Карельская березка»):

– Оба творческих коллектива существуют давно. Практически весь народный фольклор был со временем утрачен, поэтому в нашем исполнении вы сможете услышать всеми известные напевы «Во поле березка стояла» и «Коробейники», переведенные на карельский язык. Отмечу, что в нашем коллективе есть не только взрослые, но и молодые парни и девушки. Им это действительно интересно. Они также изучают игру на народном карельском инструменте – «кантеле» (карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям. – Прим. кор.). В нашем репертуаре есть частушки, любовная лирика, к примеру, красивая песня «Армахане» («Любимая»), хороводные песни – «Пеллолла», сопровождающиеся хороводами и другими тематическими танцами.



 

ПЛАЧ ПЕРЕДАВАЛИ ПО НАСЛЕДСТВУ

Детский хор Козловской средней школы Спировского района. 2010 г.

– Раньше у нас почти не было разводов, – рассказывает Николай о семейных традициях карел.

– Семьи были крепкие и работящие. Женщина работала как лошадь, в прямом смысле слова: в 4 часа вставала, делала работу по дому, потом на работу, а возвратившись вечером, еще успевала готовить ужин и прибраться. На мужчине были заготовка дров и тяжелая работа. По характеру карелы были одним из самых толерантных народов. С русскими не вступали в конфликты. Зато между собой могли устроить кулачные бои: деревня на деревню ради потехи (смеется). Издревле вся утварь была сделана из подручных материалов (береста, дерево). Сегодня ее можно увидеть в основном в музеях. Так, в Лихославле десятки лет действует и ежегодно пополняется Карельский национальный краеведческий музей. Недавно мы отмечали его 80-летие.

– Что можете сказать о фольклоре: сказки, песни, частушки…

– В детстве бабушка рассказывала мне сказки. К сожалению, полностью не помню ни одной. Они похожи на русские: главными персонажами были зайки, петушки, мишки и сама матушка-природа. С язычества у нас сохранились плачи – особый вид напевов или песен. Женщины «плакали» над усопшими для упокоения души. Эти подобие песен передавались в семьях из поколения в поколение. Мне доводилось слушать подобный плач моей матери на похоронах. Пробирает до дрожи.

Что касается песен, то в Тверской области есть вокально-инструментальные ансамбли «Кариелан койвуне», «Виржи».


– Сейчас мы хотим поднять как можно больше исторических данных о тверских карелах. Скоро карельские деревни опустеют совсем, все уезжают в город, – вздыхает на прощание Николай. – В этом году в моей родной деревне Пасынок Спировского района окончил школу последний ученик.

Анастасия РОМАНОВА

109 0
Лента новостей
Прокрутить вверх