В Твери закончился трёхдневный фестиваль современного искусства «Верь в Тверь», организованный московским арт-продюссером Маратом Гельманом и оставивший после себя немало кривотолков
Кроме фестиваля «Верь в Тверь», в эти дни состоялись ещё два события — презентация Центра современного искусства (не путать с открытием — полноценную работу ЦСИ начнёт только в августе) и конференция издателей, на которой обсуждалась программа «Тверь — книжная столица». Но по количеству вовлечённого народа фестиваль, конечно, затмил эти два мероприятия, поэтому подведём итог именно его работы.
— Я верю в Тверь. А вы? — обратился губернатор Дмитрий Зеленин к публике, заполнившей 29 апреля площадь перед Речным вокзалом, распахнувшим свои двери для современного искусства. Дружное «дааа!» пронеслось над Волгой, и зритель отправился постигать «совриск» во всей его неоднозначности.
Тверское интернет-сообщество забурлило отзывами и прогнозами по поводу будущего этого проекта задолго до начала фестиваля. Чем явственней становились его очертания, тем больше раздражённого скепсиса повисало в воздухе. Потенциальные участники, как и все, мало представляли себе, что это будет, но масштаб будущего события завораживал, обещанные перспективы манили. Именно недопонимание идеи фестиваля сыграло злую шутку с некоторыми из тверских участников, в итоге количество обиженных едва не превысило количество довольных случившимся в Твери.
— Замысел был простой, прежде чем начинать программу в городе, надо с ним ознакомиться. И чтоб знакомство не растянулось на года, мы решили простимулировать всех высказаться в течение трёх дней. Это не фестиваль-достижение, это взгляд на самих себя, некоторый аудит. Что он показал? В Твери около 500 артистов (художников, музыкантов, писателей), практически отсутствуют профессиональные продюсеры, дизайнеры, промоутеры (те пятеро, которые нам показались дееспособными, получили приглашение на создание своих творческих организаций в рамках Центра современного искусства «Тверца»). Но есть достаточное количество энтузиастов, любящих свой город, принявших решение здесь жить и готовых на многое, чтобы жизнь в городе бурлила, — так подвел итоги сам Марат Гельман.
— Первоочередных задач сейчас стоит несколько — добавила куратор фестиваля Дарья Фейгина. — Это открытие в августе Музея современного искусства и создание организаций, которые возьмут на себя развитие различных направлений культуры. Всего их будет восемь, два предложения уже сделано — Юлии Быковой (направление «Кино. Театр») и Алексею Жоголеву (направление «Изобразительное искусство»). Участники, наиболее ярко заявившие о себе, делегируются на фестиваль «Белые ночи» в Перми. Регион представят 3 художника, 3 музыкальных коллектива, 5 поэтесс, 2 театральные студии.
ЗНАК СВЫШЕ
Организаторами не было учтено, что Тверь — довольно религиозный город, в отличие от той же Перми, где Марат Гельман открыл Центр современного искусства несколько раньше. А Речной вокзал находится на святом для Твери месте древнейшего Отроча монастыря. Под зданием уцелел фундамент кельи, где по приказу Ивана Грозного Малюта Скуратов задушил причисленного позже к лику святых митрополита Филиппа (буквально недавно по экранам прошёл фильм «Царь», где роль этого выдающегося религиозного и политического деятеля сыграл Олег Янковский).
Местные жители ропщут, мол, никакое это не искусство, а сплошное мракобесие и развращение тверитян. Вот уже и заявление в прокуратуре лежит от отца Петра Танашкина, настоятеля соседнего с Речным вокзалом Успенского храма Отроча монастыря, ставшего известным широкой публике после скандала на презентации ЦСИ.
Напомню: некоторые экспонаты выставки арт-группы «Recycle» вызвали у отца Петра бурное негодование. Это, в частности, панно, изображающее тринадцать мужчин, сидящих за столом спиной к зрителю, в котором священник углядел пародию на знаменитую «Тайную вечерю», и мусорный контейнер, имитирующий саркофаг, в барельефах которого вместо библейских сюжетов, изображены посетители супермаркета с тележками. Отец Петр заявил тогда, что добьётся закрытия выставки.
Но основная экспозиция была совершенно безобидна по сравнению с открытой с другой стороны Речного выставкой с характерным названием «Церковь 606». В разрушенных помещениях заброшенного винного склада — какие-то тряпки, скелеты, фотографии на грани порнографии. Нашему корреспонденту при входе встретилась выбегающая маленькая девочка, кричавшая: «Мама, мне страшно!» Страшно и противно от этой выставки было и взрослым.
Спустя пару дней по окончании фестиваля на стол областного прокурора (а также прокурора Заволжского района и главы города Владимира Бабичева) легло заявление от тверских священников. А вскоре выставка в самом Речном закрылась. Как выяснилось, закрытие никакого отношения к церковной анафеме не имело. Дело в том, что посетители, впечатлившись экспериментальным творчеством, повредили один из экспонатов и потребовалось некоторое время на его восстановление. По окончании реставрации работа выставки продолжится до 29 июня.
МУЗЫКА НАС… РАЗОЧАРОВАЛА
Самые отчаянные крики о недостойной организации доносились с площадок музыкального направления, которое курировал музыкант и арт-продюсер клуба «Культура» Марат Карапетян. Этот небезызвестный персонаж, которого в последнее время вообще стало как-то слишком много в жизни города, отобрал группы, откровенно следуя только собственному вкусу. Четыре (!) из них представлял он сам: «The Mood», «The Doors Are Opened», «Моторы», а также дуэт «Кофе и сигареты». Но, видимо, и этого Карапетяну показалось мало для того, чтобы его заметили на фестивале: на площадке в «Доме архитектора Жоголева» он отыграл джем-сейшн. Напомнил куратор о себе и на сцене клуба «Sunrise», выскочив подпевать группе «Маша и медведи», хед-лайнерам музыкального направления.
Доказательств наплевательского отношения к музыкантам более чем достаточно. Вот «показания» одного из свидетелей: «Коллектив из двенадцати человек приходит в «Sunrise» на саунд-чек (настройка инструментов и аппаратуры перед концертом. — Прим. ред.), а все закрыто, и вообще никого нет. После звонка куратору выясняется, что все перенесли на три часа — это вообще что такое? Неужели сложно предупредить?» А чего стоит история с молодой группой «Особый подход», специально приехавшей на фестиваль из Москвы. Вот ещё один отзыв очевидца: «Ребяты, не верьте в Тверь, верьте лучше в дверь! «Особый подход» играл четыре песни. На второй пришла группа людей, сели за столы, начали трапезничать и беседовать, абсолютно игнорируя выступление. На четвертой песне звукарю позвонил директор и велел вырубать музыку. В итоге последнюю композицию просто не дали сыграть! Вот так на фестивале ищут таланты». (все комментарии взяты из группы фестиваля в соцсети Вконтакте). В итоге ребята уехали, обидевшись на город и тех, кто пригласил их сюда.
ПОЭТ В ТВЕРИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ
Он ещё и охранник, наводящий порядок в заведении. В баре «Библиотека», одной из литературных площадок фестиваля, участникам и зрителям пришлось столкнуться с подвыпившей компанией, понятия не имевшей, что этим вечером здесь проходят чтения стихов в стиле «Неформат». Впрочем, неосведомленные посетители вполне вписались в этот стиль, употребив в отношении поэтов, пытавшихся их угомонить, ядреный русский мат. Случилось это по той единственной причине, что организаторы не позаботились о том, чтобы хотя бы афишей на дверях бара предупредить горожан о возможных эстетических потрясениях.
Но будем справедливы, приятного было больше. Анна Бизенкова, куратор направления «Литература»:
— В первый день фестиваля Марат Гельман сделал нам приятный сюрприз — привёз культовых поэтов Всеволода Емелина (Москва) и Андрея Родионова (Пермь). Это был кайф! Также к нам приезжал министр культуры Пермского края Борис Мильграм, остался доволен. Лично я новых имён для себя не открыла, но это был первый случай, когда люди из разных литературных клубов Твери собрались на одной площадке. Это и есть тот толчок к развитию, к здоровой конкуренции, ради чего всё и затевалось. Приятной неожиданностью для многих ценителей поэзии стал также нарочный приезд из Нью-Йорка поэтессы Веры Павловой. Её стихи переведены на 22 языка. Этот визит стал действительно знаковым событием — фигуру Веры Павловой в современной поэзии приравнивают к роли Цветаевой в поэзии Серебряного века, и с большой долей вероятности можно утверждать, что это имя со временем также войдёт в сонм классиков русской поэзии.
ФЕСТИВАЛЬ ШАГАЕТ ПО ТВЕРИ
Если продолжать говорить о достоинствах и недостатках фестиваля, то нельзя обойти и направление «Изобразительное искусство». Главным шоком для большинства посетителей и неожиданностью для авторов стала площадка на пятом этаже универмага «Тверь», где им пришлось выставляться. Хотя лично мне показалось, что облупившаяся плитка и ржавый гвоздь, «случайно» не убранный с жестяной раковины, создавали подходящую атмосферу.
Изобразительное искусство в более привычном для нас понимании было представлено на других площадках — в «Доме архитектора Жоголева», Доме офицеров, во дворе мастерской Андрея Юдина. Об этой экспозиции стоит упомянуть отдельно, поскольку название «Крымский дворик» нашло на Пушкинской 6, буквальное воплощение. Пейзажи, сделанные художником в Крыму, были расставлены во дворе дома, вход в который перегораживала верёвка с развешенным на ней бельём. Звучала приятная музыка, а автор-хозяин жарил на углях шашлык, угощая им гостей и создавая полную иллюзию семейного пикника.
Пожалуй, самым стройным маршем прошагало по фестивалю направление «Кино и театр». Но удивляться этому не приходится — куратор направления Юлия Быкова давно и хорошо знает своё дело. Она возглавляет Международный фестиваль короткометражного кино и анимации «Метры», работает в творческом объединении «Птицы», занимается боди-артом. В программу направления вошли одиннадцать постановок, множество киноработ тверских авторов, различные творческие проекты и арт-экспозиции.
— Фестиваль помог нам понять, что собою представляют сегодня кино и театральное движение в городе. Безусловно, мы выявили новые имена. Были киноработы, которые впервые демонстрировались на большом экране, и театральные постановки, которых ещё ни разу не видела широкая аудитория. Если оценивать фестиваль в целом, то должна признать, были определённые недостатки, в частности — плохое информирование зрителя и донесение идеи фестиваля до аудитории. Одно могу сказать: «Верь в Тверь», по сути, стал первой столь масштабной попыткой объединить творческих людей всех направлений и в этом его уникальность, — говорит Юлия Быкова
Отвратительное информирование действительно стало главной болячкой фестиваля. Некоторые горожане даже не имели никакого представления о том, что в городе вообще что-то происходит! Те же, кто пожелал стать зрителем, столкнулись с крайне неудобной навигацией по фестивалю. Только призывные баннеры на Доме офицеров было видно издалека. Найти же путь, например, к экспозиции «П любит Т» в ТЦ «Рубин» вообще не представлялось возможным. Также ничто не говорило о том, что в библиотеке им. Горького проходят спектакли и творческие вечера. В итоге человек, который не интересовался программой фестиваля специально, но был бы не прочь присоединиться к культурному мейнстриму в выходной день, оказывался лишён этого удовольствия.
СЧАСТЬЕ НЕ ЗА ГОРАМИ?
Нам нравится идея креативного города, предложенная Чарльзом Лэндри, ведущим международным экспертом по вопросам развития городов. Приводимые Лэндри примеры показывают, что культура способна не только изменять имидж городов, но и создавать новые рабочие места, привлекать дополнительные инвестиции, содействовать развитию туризма и притоку новых потребителей. Центр современного искусства Гуггенхайма изменил судьбу испанского города Бильбао, который ещё лет 20 назад находился в том же положении, что и Тверь — с затухающей промышленностью и общим пессимизмом жителей. Теперь это мировой туристический центр. Однако сравнимы ли таланты московского эстета Гельмана и тех, кто «спродюсировал» феномен Бильбао? Или всё закончится, как это часто бывает в нашей стране, «освоением бюджета»?
Ольга КОЛОСКОВА